Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Проектная деятельность в ДОУ
Post Icon

Проектная деятельность в ДОУ

Автор: Архипова Елена Геннадьевна, воспитатель, вторая квалификационная категория, МБДОУ детский сад «Рябинка» г. Черногорск, республика Хакасия

Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это интересный, ёмкий метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов даёт возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребёнку, но и взрослому.

Проектный метод - это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности. Проектная деятельность даёт возможность воспитывать " деятеля", а не "исполнителя", развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.

В настоящее время проекты в ДОУ различаются по тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские), по составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные), по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). В основе проекта лежит проблема, цель, вопрос, которые достигаются в процессе решения поставленных задач.

В начале работы по внедрению проектной деятельности в группах для детей с нарушениями речи были поставлены следующие задачи:

- эффективная организация проектной, познавательно-исследовательской деятельности;

- расширение кругозора детей, имеющих речевые дефекты, развитие их познавательных, коммуникативных и социальных способностей через проектную деятельность;

- обогащение содержание игровой деятельности воспитанников;

- развитие детско-родительских отношений.

Проектный метод служит способом организации педагогического процесса, взаимодействия ребёнка с окружающей средой как в детском саду, так и в домашних условиях. Поэтому в процессе воспитания, обучения и коррекции должны принимать участие все педагоги ДОУ (старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и родители воспитанников.

В помощь при подготовке и реализации используется примерный план работы:

- постановка цели проекта;

- разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями);

- привлечения специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта;

- составление плана-схемы проекта;

- сбор, накопление материала;

- включение в план-схему проекта непосредственно образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности;

- выполнение детьми с помощью родителей домашних заданий;

- презентация проекта (открытый показ непосредственно образовательной деятельности, праздник).

Активное участие родителей воспитанников в проектной деятельности предполагает организацию разных форм взаимодействия направленных на оказание им методической помощи. Для этого педагогами ДОУ были проведены родительские собрания "проектная деятельность и старший дошкольник", индивидуальные консультации, изготовлены памятки.

В ходе реализации проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это чёткость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной педагогики - специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени, но ёмкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество - это обеспечение целостного восприятия ребёнком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединить различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, cлужит развитию креативного мышления.

Следует отметить, что работа по внедрению проектной деятельности в группах для детей с нарушениями имеет свою специфику. Особое внимание в группах компенсирующей направленности должно уделяться коррекционным процессам. Важно правильно планировать воспитательно - образовательную работу с детьми. При составлении расписания непосредственно образовательной деятельности следует ориентироваться на значимость ее вида, тематику, направления работы ДОУ и возрастные особенности детей.

Модель воспитательно-образовательного процесса строится на основе изучения лексических тем. Содержание материала усложняется в каждом новом учебном году, то есть расширится словарный запас по каждой лексической теме. Ребенок получает более углубленные знания.

Модель воспитательно-образовательного процесса на основе изучения лексических тем послужила основой для включения их в проектную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи.

В соответствии с лексическими темами были определены темы проектов.

Изучение лексических тем воспитанниками логопедической группы входит организованной образовательной деятельностью и закрепление полученных знаний и умений в рамках реализации того или иного проекта способствует расширению у них словарного запаса, развитию связной речи, формированию грамматического строя речи.

В процессе выполнения проектной деятельности дети совместно с педагогами и родителями учатся планировать свои действия: обсуждают информацию, делятся впечатлениями, зарисовывают ответы, проводят досуги и праздники.

Таким образом, можно с уверенностью сказать что внедрение проектной деятельности в работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет им социально-адаптироваться в среде сверстников, преодолеть неуверенность в себе, стать активными и самостоятельными. Используя свои индивидуальные речевые возможности, дети учатся выражать свои мысли и чувства. Повышается интерес к общению в детском коллективе. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные, нравственные качества.

Совместными усилиями педагогов ДОУ, детей и их родителей были реализованы такие проекты, как: «Сделаем книгу своими руками», «Покормите птиц зимой», «Сохраним деревья», «Зима. Зимние забавы» и т.д.

Проект «покормите птиц зимой».

СКАЧАТЬ НОД ПОЛНОСТЬЮ

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОЛНОСТЬЮ

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий