Вы находитесь здесь: Главная > Музыкальному руководителю, Работы конкурсов > Проекты музыкального руководителя. Конспект открытого занятия «Северные напевы»
Post Icon

Проекты музыкального руководителя. Конспект открытого занятия «Северные напевы»

Автор: Брянцева Маргарита Олеговна, музыкальный руководитель I квалификационной категории МБДОУ «ДС ОВ «Елочка» г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО

ЦЕЛЬ:

  • Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.
  • Продолжать учить детей исполнять песни, точно интонируя, выражая своё эмоциональное отношение к их содержанию
  • Развивать творческое воображение, наблюдательность, продолжать учить изменять движения в соответствии с характером музыки. Самостоятельно передавать в движении музыкально-двигательный образ.
  • Продолжать учить детей высказываться о характере и выразительных средствах песни;
  • В игре развивать физические способности: ловкость, быстроту, выносливость.
  • Воспитывать уважение к культуре народов Севера.

Предварительная работа: беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций с изображение северных пейзажей. Прослушивание ненецких песен в исполнении Г. Лагея. Заучивание ненецкой считалочки, разучивание упражнений: «летят чайки», «шаман играет на бубне», «бежит олень».

Материал и оборудование: музыкальный центр, СD-музыка Г.Лагея, оформление, шапочка волка, березка, цветные ленточки. Музыкальные инструменты - колокольчики.

Словарная работа: «Сенга-коця», «ань-торова», «важенка», «хорей».

Аннотация:Занятие посвящено 85 – летию Пуровского района. Музыкальный руководитель рассказывает о Ямале,  Пуровском районе  (на чем ездят,  что едят, во что одеваются, в какие играют игры,  как танцуют и поют  ненцы.

Под музыку Г.Лагея дети входят в зал и выполняют упражнение «Бежит олень», по окончании становятся по кругу.

  1. Упражнение «Бежит олень».
  2. Приветствие.

М.Р.  Здравствуйте, ребята.

Дети:Здравствуйте.

М.Р.  Ань-торова.

Дети: Ань-торова.

М.Р.Ребята, мы живем с вами на прекрасной и щедрой земле. Тысячи оленей скачут по ее просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, пушистыми шарами перекатываются с места на место песцы. И я хотела бы услышать от вас, как называется наш полуостров и наш район?

Дети:Ямал. Пуровский район.

М.Р.В этом году Пуровский район будет праздновать свое день рождения, ему исполнится 85 лет.

Неля:  На севере крайнем, большою семьей,

Люди всех наций живут.

Гордятся своею богатой землей,

О ней свои песни поют.

М.Р.   Я прошу вас ответить, какой национальности коренные жители проживают в Пуровском районе?

Дети:Ненцы, ханты, селькупы.

М.Р.  Сегодня мы с вами окунемся в мир музыки и танца, традиций и обрядов северного народа – ненцы.

3.Слушание.

М.Р.Ребята, послушайте загадку и скажите, о ком идет речь?

М.Р.  В ночь беззвездную до чума,

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

 Дети.Олени.

М.Р.Правильно. Невозможно представить северный край  без гордых, свободолюбивых оленей.

М.Р.Мы с вами сегодня послушаем ненецкую песню «Сенга-коця». Ответьте, как переводится слово «сенга-коця»?

Дети.  Колокольчик.

М.Р.Правильно. Ребята, у народов севера есть такой обычай, когда рождается ребенок, ему сразу дарят олененка. Ребенок  взрослеет и ему родители запрягают оленя в маленкие нарты, чтобы он катался вокруг стойбища. А для того, чтобы дети не потерялись на оленя вешают колокольчик.

М.Р.  Давайте послушаем с вами ненецкую песню «Сенга-коця» и поговорим о характере произведение.

Звучит песня и показ видео ролика «Олени».

М.Р.Мы прослушали песню «Сенга-коця,  назовите характерные признаки.

Дети. Отвечают.

4.Распевка.

М.Р. В песне «Сенга-коця» в припеве вы слышали, как девочка подгоняет оленей, напевая «Хэй-хэй, хэй-о хэй».

М.Р. поет и предлагает детям, прохлопать ритмический рисунок  распевки.

Ребята исполняют попевку и прохлопывают ритмический рисунок.

М.Р.предлагает по желанию ребенку на фланелеграфе выложить ритмический рисунок.

5.Пение.

М.Р. Профессия – оленевод очень почетная у народов севера. В наше время у ненцев есть свой праздник – день оленевода. На нем проводятся различные соревнования, где выбирают лучшего оленевода. Давайте исполним в характере уже знакомую вам песню «Праздник тундры».

Дети исполняют песню «Праздник тундры» сл.и муз. В. Парфенюка.

М.Р. Какие вы знаете музыкальные инструменты?

Дети. Труба, балалайка и т.д.

М.Р.  У ненцев главный инструмент – бубен, а дети исполняют музыку на колокольчиках. Мы сейчас с вами тоже поиграем на колокольчиках.

  1. Игра на музыкальных инструментах.

М.Р. играет на бубне, ребята на колокольчиках. Звучит песня: Сенга-коця»

  1. Танец.

М.Р. На прошлых занятиях мы с вами изучили танцевальные движения народа – ненцы. Сколько в них выдумки, красоты, загадки. Танцы народов севера, как и их легенды, сказки , песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. Я предлагаю вам танцевальные движения: «летят чайки», шаман играет на бубне», «бежит олень» соединить и под музыку применить их в танце.

Дети исполняют танец «Хайроко»  муз. С. Няруй

М.Р. А сколько интересных игр у ненецких детей. И сейчас мы с вами сыграем в игру «Важенка и оленята». Кто такая «Важенка»?

Дети  Важенка – мама олениха.

  1. Игра.

Выбираем маму Важенку. Нужно выбрать волка, и выберем его ненецкой считалочкой.

М.Р.   Все ребята встали в круг,

Серый волк примчался вдруг.

Он клыкастый погляди,

Самый  смелый выходи!

М.Р. Волк сидит в своем доме. Здесь домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова. После слов под музыку оленята бегают, резвятся. На слова «волк идет» быстро убегают за черту (домой).

            Бродит в тундре важенка, с нею оленята,

Объясняет каждому, все, что непонятно.

Топают по лужам оленята малые.

Терпеливо слушают наставленья мамины.

  1. Заключение.

М.Р.Хорошо вы справились с выполнением всех заданий. Скажите, что вам понравилось на занятии?  (ответы детей). Я хочу вам задать задание. Вспомните все, что мы выполняли , что вам особенно понравилось  и дома нарисуйте рисунок о жизни и быте ненцев. В начале занятия мы с вами здоровались, а теперь попрощаемся по - ненецки.

«Ла-ком-бой»          до-ре-ми       м.р.

«Ла-ком-бой»          ми-ре-до

ЛИТЕРАТУРА.

  1. В. Быковский “Есть город на Ямале”, Екатеринбург, 1999 г.
  2. Е.Охотэтто Сборник “Ненецкие подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста”, Тюмень, 1994
  3. И. Погорелов. “Слово о тундре”. Журнал “Северяне”, №4 2005 г.
  4. С.Нарышкина “Песни народов Севера”. Журнал “Культура Ямала”, № 3-4 2001 г.
  5. С. Няруй “Праздник тундры”. Салехард, 1997 г.

 

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий