Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения дошкольников
Post Icon

Профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения дошкольников

Автор: Подосёнова Е. В., воспитатель I квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №1» г. Чердынь, Пермский край

Поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители и воспитатели при обращении к психологу. Действительно, нарушение поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков и порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко к нему применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.

Большинство авторов к негативным (неконструктивным) формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятствием или существенно снизить уровень социальной адаптации индивида и, как следствие, нуждаются в коррекции.

Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. К наиболее типичным для дошкольников вариантов неконструктивных форм поведения дошкольников относятся повышенная агрессивность, упрямство, обидчивость, демонстративность, противоречивость, эмоциональная неуравновешенность, гиперактивность и др. Необходимо отметить, что одной из наиболее частых проблем в детском коллективе является повышенная агрессивность детей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.

В последнее время работа с детьми старших возрастных групп, с ярко выраженными поведенческими проблемами, стала оцениваться как малоэффективная, акцент сместился на решение задач интеллектуального характера. Поэтому актуально особое внимание уделять поведенческим проблемам дошкольника. Конечно, рост числа детей с нарушениями поведения определяет повышенный интерес специалистов к созданию и внедрению в практику эффективных терапевтических и коррекционных программ, методик, средств, методов и т.д., и это приносит свой результат, но если использовать ещё и материал нетрадиционного характера, то положительная динамика будет прослеживаться более явно. В процессе работы в этом направлении мною были созданы следующие дидактические материалы: «Разноцветный дождь», «Мирилка - извинилка», «Подушки - подружки», цель, которых преодоление негативных эмоций и неконструктивных форм поведения у старших дошкольников.

Задачи:

  • Способствовать снижению мышечных зажимов, эмоционального напряжения, тревожности;

  • Формировать навыки общения и контроля своего поведения у детей;

  • Помочь детям в накоплении опыта положительного произвольного поведения и в усвоении детьми моральных норм и правил;

  • Активизировать продуктивную коммуникацию в детском коллективе.

Считаю, что данные пособия, помогают в решении поставленных задач и способствуют достижению цели. А это в свою очередь, содействует благоприятному климату в детском коллективе, ведь комфортное психологическое состояние ребёнка определяет его поведение, которое характеризуется следующими признаками: он спокоен, весел, жизнерадостен, активно и охотно включается в детскую деятельность и общение, с удовольствием посещает детский сад. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают его прав, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. А чтобы малышам жилось комфортно в нашем детском саду, чтобы их эмоциональное состояние было благополучным, мы – педагоги стараемся создать для этого все условия.

«Разноцветный дождь»

Разноцветный серпантин, закрепленный на подвесной горизонтальной основе. Ленты серпантина спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира. О чём думают ребята, когда находятся перед колоритом падающих лен, можно только догадываться. Но, когда я сама стою перед таким дождём, чувствую какой-то сладостный цветущий покой. Ощущение такое, как будто ты входишь в двери сказочного домика!

«Разноцветный дождь» — обычно используется, как оборудование сенсорных комнат, но мы - это нетрадиционное оборудование используем для детских игровых упражнений, как вид коррекционных технологий, для регулирования эмоциональных состояний ребенка.

Цель: снижение мышечных зажимов, эмоционального напряжения, тревожности, беспокойства, агрессивности, которое содействует работоспособности.

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий