Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Программа дополнительного образования по познавательному направлению «Юный исследователь» (6-7 лет)
Post Icon

Программа дополнительного образования по познавательному направлению «Юный исследователь» (6-7 лет)

Автор: Шуршилина Елена Павловна воспитатель СП ГБОУ СОШ № 4 ДС № 20 г.о. Чапаевск

1. Пояснительная записка

Исследовательская работа в старшем дошкольном возрасте особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе образовательная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных способностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. У детей 7-го года жизни закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в образовательной деятельности, но и в жизни.
Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск в любых образовательных областях, активизировать интерес к получению знаний, приблизить образовательную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, воспитателей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития исследовательских способностей, предоставляет возможность удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Организация работы по программе «Юный исследователь» осуществляется на основе методики исследовательского обучения дошкольников (А.И.Савенкова).
Данная программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка» г. Нижневартовска.
Ценность программы заключается в том, что дошкольники получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

2. Цели и задачи Программы

Цель программы: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни.

Задачи программы:
Расширять представления у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
Развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов;
Развивать у детей познавательные способности: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и др.;
Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у старших дошкольников исследовательские умения - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

3. Принципы Программы

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

4.Формы работы:
- мини-исследования,
- игры-эксперименты,
- игровые упражнения в рабочей тетради «Юный исследователь» А.И. Савенков,
- совместная и самостоятельная деятельность.

5. Структура проведения занятия:

-постановка, формулирование познавательной задачи;
-беседа с детьми о результатах поиска информации по домашнему заданию
-выдвижение предположений, гипотез, отбор способов проверки, выдвинутых гипотез детьми;
-проверка гипотез путем экспериментирования;
-проверки итогов, вывод;
-фиксация результатов;
вопросы детей.
Домашнее задание по исследуемым темам

Освоение программного материала кружка «Юный исследователь» рассчитано на один учебный год: дети старшего дошкольного возраста 7-го года жизни.
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю с октября по апрель в мини-лаборатории дошкольного учреждения в течение 30 минут.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий