Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Программа дополнительного образования: «Учусь говорить правильно»
Post Icon

Программа дополнительного образования: «Учусь говорить правильно»

Автор: Кулешова Е. А., учитель-логопед МБДОУ ЦРР-детский сад № 29 «Стриж» г. Смоленска

Пояснительная записка

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте.

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элемент языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. Звуковые единицы языка – звук, слог, такт, фраза – связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт - группа слогов, объединённых одним ударением, фраза состоит из нескольких тактов, объединенных интонацией. Элементы интонации: мелодика, сила произношения, темп речи, различные виды ударения (фразовое, логическое, эмоциональное).

Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные свойства). Все эти единицы взаимосвязаны.

Для усвоения отдельных звуков речи ребёнку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения дошкольников приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребёнок опирается на речевой слух: способность слышать, распознавать фонологические средства языка.

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию произношения звуков у дошкольников проводиться систематически. Наблюдения за собственной речью приводят детей к пониманию значения слова, они связывают его со звуками, составляющими слова. Начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.

В воспитании звуковой культуры речи пристальное внимание уделяется работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку в этих умениях заложено важное условие становления связной речи.

Новизна данной программы.

  1. Возможность гибкого использования: учителем-логопедом на занятиях, воспитателями группы в совместной деятельности педагога и ребёнка.

  2. Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего обучения родному языку. В исследованиях Д.Б.Эльконина, и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности, так и частных способностей определённой направленности, в том числе и коммуникативных (Л.С.Выготский и др.)

Цель программы – развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.

Программа дополнительного образования детей разработана в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384), «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-10» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22.07.2010г. №91), Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» опирается на разработки концепции дошкольного образования детей, анализ научно-методической литературы по проблеме.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, Ф.А.Сохин и др.). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребёнка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный период.

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребёнком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения детей грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребёнка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра, как ведущий вид деятельности.

Концепция Л.А.Венгера о развитии способностей содержит утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, а не только формирование компетенций. Способностей, позволяющих ребёнку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности.

Формирование компетенций

Познавательные компетенции:

Формировать у детей четкие слуховые образы звуков.

Знакомить со способами интонационного выделения звука в слове;

Знакомить со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги.

Развивающие компетенции:

Развивать восприятие устной речи на сенсомоторном уровне (развитие распознавания звуков речи);

Развивать у детей заинтересованное отношение к звуковой стороне речи;

Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные компетенции:

Воспитание любви и интереса к родному языку;

Формировать комплекс личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.)

Формирование этих компетенций подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам, что является одной из важных предпосылок успешности школьного обучения (Ф.А.Сохин и др.)

Отличительная особенность данной программы:

1. Систематизация специальных заданий и упражнений;

2. Применение разнообразных видов работы с детьми (воспроизводящей, поисковой, контролирующей);

3. Использование в работе новых развивающих технологий: кинезитерапии и аурикулотерапии;

4. Доступность методического материала.

Уровень развития фонематического слуха у детей характеризуется следующими показателями:

На фонетическом уровне:

  1. Умение распознавать неречевые звуки.

  2. Наличие у ребёнка четких слуховых образов звуков речи.

  3. Наличие у ребёнка слухового контроля за качеством собственного произношения.

На фонологическом уровне:

  1. Умение узнавать и дифференцировать фонемы на слух.

  2. Владение ребёнком фонематическим анализом и синтезом.

Ожидаемые результаты

К концу года ожидается сформированность у детей учебно-познавательных компетенций (формирование у детей четких слуховых образов звуков, овладение умениями интонационно выделять звук в слове, различать похожие и непохожие слова по звучанию, делить слова на слоги, называть первый звук в слове).

Программа кружка ориентирована на детей 4-5 лет.

Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая,

1 раз в неделю.

Продолжительность образовательной деятельности – 20 минут, физкультминутка – 5 минут.

Программа реализуется учителем-логопедом. Срок реализации – 1 год.

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием кинезитерапии, аурикулотерапии, наглядного материала.

Контроль за усвоением материала программы проводится в конце учебного года. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – утренник, развлечение.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Количество учебных недель блока дополнительного образования: 38 недель в год.

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Различение звуков окружающих шумов.

1 ч.

-

1 ч.

2. Различение звучания музыкальных

инструментов.

1 ч.

-

1 ч.

3. Различение звуков голосов природы.

1 ч.

-

1 ч.

4. Различение звуков игрушек.

1 ч.

-

1 ч.

5. Знакомство с разнообразием слов.

1 ч.

-

1 ч.

6. Созвучные слова.

1 ч.

-

1 ч.

7. Различение близких по звучанию слов.

1 ч.

-

1 ч.

8. Подбор созвучных слов.

1 ч.

-

1 ч.

9. Подбор слов подходящих по смыслу.

1 ч.

-

1 ч.

10. Различение и отхлопывание ритмического

рисунка односложных слов простого

слогового состава.

1 ч.

-

1 ч.

11. Различение и отхлопывание ритмического

рисунка односложных слов.

1 ч.

-

1 ч.

12. Различение и отхлопывание ритмического

рисунка двухсложных слов простого

слогового состава.

1 ч.

-

1 ч.

13. Различение и отхлопывание ритмического

рисунка двухсложных слов.

1 ч.

-

1 ч.

14. Различение и отхлопывание ритмического

рисунка трехсложных слов простого

слогового состава.

1 ч.

-

1 ч.

15. Различение и отхлопывание ритмического

рисунка трехсложных слов.

1 ч.

-

1 ч.

16. Выделение ударного слога в двухсложных

словах простого слогового состава.

1 ч.

-

1 ч.

17. Выделение ударного слога в двухсложных

Словах. Слова – омографы.

1 ч.

-

1 ч.

18. Звук [А].

1 ч.

-

1 ч.

19. Звук [О].

1 ч.

-

1 ч.

20. Звук [И].

1 ч.

-

1 ч.

21. Звук [У].

1 ч.

-

1 ч.

22. Звук [Ы].

1 ч.

-

1 ч.

23. Звук [Э].

1 ч.

-

1 ч.

24. Узнавание, различение и выделение

гласных звуков [А-У-Ы] в односложных

словах.

1 ч.

-

1 ч.

25. Узнавание, различение и выделение

гласных звуков [О-Э-И] в словах простого

слогового состава.

1 ч.

-

1 ч.

26. Узнавание, различение и выделение

гласных звуков в словах простого

слогового состава.

1 ч.

-

1 ч.

27. Различение слогов отличающихся одним

звуком.

1 ч.

-

1 ч.

28. Различение односложных слов

отличающихся одним звуком.

1 ч.

-

1 ч.

29. Различение двухсложных слов

отличающихся одним звуком.

1 ч.

-

1 ч.

30. Различение и отхлопывание ритмического

рисунка слов простого слогового состава.

1 ч.

-

1 ч.

31. Различение и отхлопывание ритмического

рисунка слов.

1 ч.

-

1 ч.

32. Определение количества слогов в словах

простого слогового состава.

1 ч.

-

1 ч.

33. Определение количества слогов в словах

различной слоговой структуры.

1 ч.

-

1 ч.

34. Выделение первого звука односложных

слов.

1 ч.

-

1 ч.

35. Выделение первого звука двухсложных

слов.

1 ч.

-

1 ч.

36. Выделение первого звука трехсложных

слов.

1 ч.

-

1 ч.

37. Закрепление пройденного материала.

Выделение первого звука слов.

1 ч.

-

1 ч.

38. Подведения итогов – развлечение.

1 ч.

-

1 ч.

Всего:

38 ч.

Содержание программы дополнительного образования детей

Тема 1. Различение звуков окружающих шумов

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Загадывание загадок про дверь, часы, телефон. Игра «Что звучит?». Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Как звучит?» (громко – тихо, долго – кратко). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Домик» (для каждой пары пальцев отдельно). Игра «Сколько?» - определение количества сигналов и воспроизведение неречевых звуков с разной силой. Игра «Где позвонили?» - определение направления звука. Подвижная игра «Найди свой домик» - распознавание неречевых звуков и соотнесение их с символами.

3) Итоги занятия: вывод - предметы окружающего мира издают разные звуки.

Тема 2: Различение звучания музыкальных инструментов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Договори словечко». Игра «Что звучит?». Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Определение и выкладывание последовательности звучания музыкальных инструментов в звуковом ряду. Звукоподражание звучанию музыкальных инструментов: барабан, дудочка, тарелки. Игра «Как звучит?» (громко – тихо, долго – кратко). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Домик». Игра «Концерт».

3) Итоги занятия: вывод – музыкальные инструменты звучат по-разному.

Тема 3: Различение звуков голосов природы.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Путешествие» - различение звуков леса, звуков моря. Игра «Звуки леса» - распознавание неречевых звуков и соотнесение их с символами. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Звуки моря» - распознавание неречевых звуков и соотнесение их с символами. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Колечко» (каждой рукой отдельно). Игра «Музыкальная история» - звукоподражание звучанию звуков голосов природы с фоновым (тихим) звуковым сопровождением.

3) Итоги занятия: вывод – предметы живой и неживой природы издают разные звуки.

Тема 4: Различение звуков игрушек.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Как играть?» - имитация выполнения игровых движений с заданной игрушкой: мяч, машина, погремушка, ведёрко с совком, юла. Игра «С чем играет Зайка?» - различение звуков игрушек. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Распознавание издаваемых игрушкой звуков и выполнение имитационных игровых движений характерных для этой игрушки. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Колечко» (двумя руками). Игра «Магазин» - звукоподражание звучанию звуков игрушек и соотнесение их с символами. Игра «Город игрушек» - звукоподражание звучанию звуков игрушек с опорой на символы и фоновым (тихим) звуковым сопровождением.

3) Итоги занятия: вывод – каждая игрушка звучит по-своему.

Тема 5: Знакомство с разнообразием слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Кого в лесу встретил Зайка?». Упражнение на различение слов и неречевых звуков – выкладывание символов слова и неречевых звуков. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Чтение стихотворения М. Пляцковского «Какие бывают слова?». Упражнение «Назови сладкое слово». Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Колечко» (с резинкой, для каждой пары пальцев отдельно). Подвижная игра «Найди свой домик» - распознавание неречевых звуков и слов, соотнесение их с символами.

3) Итоги занятия: вывод - слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

Тема 6: Созвучные слова.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Сравнение слов по звучанию, нахождение созвучных слов. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Небылицы». Нахождение ошибок художника, проговаривание слов, подходящих по смыслу. Интонационное упражнение – изменение высоты голоса. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Колечко» (с резинкой, для всех пальцев обеих рук). Отгадывание загадок, подбор к отгадкам созвучных слов.

3) Итоги занятия: вывод – есть слова, которые звучат похоже.

Тема 7: Различение близких по звучанию слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Кто едет на машине?», различение близких по звучанию слов. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Интонационное упражнение «Далеко - близко», изменение силы голоса. Проговаривание чистоговорок. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Ухо – нос» (левая рука на кончике носа, правая на правом ухе. Поменять положение рук - правая рука на кончике носа, левая на левом ухе). Подвижная игра «Найди свою пару» - подбор близких по звучанию слов.

3) Итоги занятия: вывод – есть слова, близкие по звучанию.

Тема 8: Подбор созвучных слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Озорное солнышко», подбор созвучных слов. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Интонационное упражнение «Быстро - медленно»: зайка произносит слово быстро – медведь медленно. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Ухо – нос» (левая рука на кончике носа, правая на правом ухе. Поворот головы - правая рука на кончике носа, левая на левом ухе). Игра «Чудесная коробочка». Подвижная игра «Найди свою пару», подбор созвучных слов.

3) Итоги занятия: вывод – есть слова, похожие по звучанию.

Тема 9: Подбор слов подходящих по смыслу.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Чтение четверостиший - подбор слов подходящих по смыслу. Игра «Чудесный мешочек» - достать игрушку, название которой подобрали по смыслу. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. «Дидактическая игра «Что перепутал художник?» - нахождение несоответствий в рисунках (на берёзе шишки, на дубе яблоки и т.д.). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Лесоруб» (массирование правой рукой левой руки от локтя до запястья и обратно, затем с другой рукой). Игра «Музыкальная история» - подбор слов подходящих по смыслу с фоновым звуковым сопровождением.

3) Итоги занятия: вывод – есть слова, которые подходят друг к другу по смыслу.

Тема 10: Различение и отхлопывание ритмического рисунка односложных слов простого слогового состава.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Загадывание загадок про дом, нос, лук, кота, гуся. Отхлопывание ритмического рисунка односложных слов простого слогового состава. Пропевание слов с опорой на графическое изображение слога( ).

Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Упражнение на выделение односложных слов простого слогового состава из ряда слов простой слоговой структуры.

Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Клоун» (совместные движения глаз и языка из стороны в сторону). Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», различение и отхлопывание ритмического рисунка односложных слов простого слогового состава и звукоподражаний.

3) Итоги занятия: вывод – слова бывают короткие.

Тема 11: Различение и отхлопывание ритмического рисунка односложных слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Зайка в магазине» (согласование сущ. с числительным: банты – один бант, столы – один стол, мячи – один мяч…) Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор односложных слов, отхлопывание ритмического рисунка слов. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Клоун» (совместные движения глаз и языка вращая их по кругу). Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», различение и отхлопывание ритмического рисунка односложных слов и звукоподражаний.

3) Итоги занятия: вывод – слова могут звучать коротко.

Тема 12: Различение и отхлопывание ритмического рисунка двухсложных слов простого слогового состава.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Кто едет на машине?», проговаривание двухсложных слов простого слогового состава. Пропевание слов с опорой на графическое изображение слогов ( ). Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор двухсложных слов простого слогового состава, отхлопывание ритмического рисунка слов. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Клоун» (совместные движения глаз и языка вверх – вниз, влево - вправо). Упражнение на выделение двухсложных слов простого слогового состава из ряда слов простой слоговой структуры. Подвижная игра «Воробьи» (тройками) (прыгнуть вперёд столько раз, сколько в услышанном слове слогов).

3) Итоги занятия: вывод - слова бывают короткие и длинные.

Тема 13: Различение и отхлопывание ритмического рисунка двухсложных слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Поезд» (воспроизвести звукоподражание «ту» столько раз, сколько хлопков (1, 2) услышали). Игра «Зайка в детском саду» (словоизменение сущ. во мн. числе: стол - столы, кукла – куклы, книга – книги, мяч – мячи, игра – игры…) Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор двухсложных слов, отхлопывание ритмического рисунка слов. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Клоун» (совместные однонаправленные движения глаз и языка). Дидактическая игра «Посади друзей в поезд», различение двухсложных и односложных слов. Подвижная игра «Воробьи» (тройками) (прыгнуть вперёд столько раз, сколько в услышанном слове слогов).

3) Итоги занятия: вывод – слова могут звучать по-разному: долго и коротко.

Тема 14: Различение и отхлопывание ритмического рисунка трёхсложных слов простого слогового состава

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Поезд» (воспроизвести звукоподражание «Ту!» столько раз, сколько хлопков (1, 2, 3) услышали). Игра «Кто у кого?» - название детёныша: лисёнок, котёнок, утёнок, пропевание слов с опорой на графическое изображение слогов ( ). Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор трёхсложных слов простого слогового состава, отхлопывание ритмического рисунка слов. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Клоун» (совместные разнонаправленные движения глаз и языка). Упражнение на выделение трёхсложных слов простого слогового состава из ряда слов простой слоговой структуры. Подвижная игра «Воробьи» (тройками) (прыгнуть вперёд столько раз, сколько в услышанном слове слогов).

3) Итоги занятия: вывод - слова имеют разную длительность звучания.

Тема 15: Различение и отхлопывание ритмического рисунка трехсложных слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Озорное солнышко», подбор созвучных слов, отхлопывание ритмического рисунка слов. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Упражнение на выделение трёхсложных слов из ряда слов разной слоговой структуры. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Фокусник» (опознание на ощупь небольшого предмета, называние его и отхлопывание ритмического рисунка слова). Игра «Угощение для друзей» - различение ритмического рисунка слов и подбор слов одинаковой слоговой структуры.

3) Итоги занятия: вывод - слова имеют разную длительность звучания.

Тема 16: Выделение ударного слога в двухсложных словах простого слогового состава.

Ход: 1) Организационный момент. В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Поезд» (темпо-ритмическое воспроизвести звукоподражание «Ту!» в соответствии с заданным ритмом сначала «медленно», затем «быстрее»). Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Исправь ошибки Зайчика», правильное проговаривание ударения в двухсложных словах простого слогового состава.

Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Фокусник» (опознание на ощупь небольшого предмета, называние его и отхлопывание ритмического рисунка слова). Игра «Город игрушек» - узнавание игрушки по её звучанию, называние игрушки с интонационным выделением ударного слога. Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», выделение ударного слога в двухсложных словах простого слогового состава и действие по инструкции (если долго произносится первый слог – идём налево, если долго произносится второй слог – идём направо).

3) Итоги занятия: вывод – в словах есть части, которые произноситься дольше и громче, чем остальные.

Тема 17: Выделение ударного слога в двухсложных словах. Слова – омографы.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Загадывание загадок про замок и замок. Игра «Озорное солнышко», выделение ударного слога в двухсложных словах, подбор слов с заданным ударным слогом. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Договори слово» (подбор по смыслу слов-омографов). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Фокусник» (опознание на ощупь небольшого предмета, называние его и отхлопывание ритмического рисунка слова). Подвижная игра «Найди свою пару», подбор пар слов-омографов.

3) Итоги занятия: вывод – есть одинаковые слова, которые отличаются только произношением.

Тема 18: Звук [А].

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Упражнение «Найди первый звук», выделение общего первого звука слов. Игра «На что похож звук?» - подбор ассоциаций к звуку [А]. Знакомство с символом звука. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Поймай звук», выделение гласного звука [А] из звукового ряда. Произношение гласного звука [А] в словах простого слогового состава с интонированием (гласный звук находится под ударением). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Непослушный язычок» (движение языка в разные стороны). Нахождение слов, которые произносятся со звуком [А] с опорой на предметные картинки. Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», направление пути указывают слова, которые произносятся со звуком [А].

3) Итоги занятия: Уточнение артикуляции звука [Ы]. [А].

Тема 19: Звук [О].

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Упражнение «Найди первый звук», выделение общего первого звука слов. Игра «На что похож звук?» - подбор ассоциаций к звуку [О]. Знакомство с символом звука. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Поймай звук», выделение гласного звука [О] из звукового ряда. Произношение гласного звука [О] в словах простого слогового состава с интонированием (гласный звук находится под ударением). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Непослушный язычок» (движение в разные стороны, выгибание языка). Нахождение слов, которые произносятся со звуком [О] с опорой на предметные картинки. Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», направление пути указывают слова, которые произносятся со звуком [О].

3) Итоги занятия: Уточнение артикуляции звука [О].

Тема 20: Звук [И].

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Упражнение «Найди первый звук», выделение общего первого звука слов. Игра «На что похож звук?» - подбор ассоциаций к звуку [И]. Знакомство с символом звука. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Поймай звук», выделение гласного звука [И] из звукового ряда. Произношение гласного звука [И] в словах простого слогового состава с интонированием (гласный звук находится под ударением). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Непослушный язычок» (движение языка в разные стороны, свертывание в трубочку). Нахождение слов, которые произносятся со звуком [И] с опорой на предметные картинки. Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», направление пути указывают слова, которые произносятся со звуком [И].

3) Итоги занятия: Уточнение артикуляции звука [И].

Тема 21: Звук [У].

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Упражнение «Найди первый звук», выделение общего первого звука слов. Игра «На что похож звук?» - подбор ассоциаций к звуку [У]. Знакомство с символом звука. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Поймай звук», выделение гласного звука [У] из звукового ряда. Произношение гласного звука [У] в словах простого слогового состава с интонированием (гласный звук находится под ударением). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Непослушный язычок» (движение языка в разные стороны, свертывание в трубочку). Нахождение слов, которые произносятся со звуком [У] с опорой на предметные картинки. Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», направление пути указывают слова, которые произносятся со звуком [У].

3) Итоги занятия: Уточнение артикуляции звука [У].

Тема 22: Звук [Ы].

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Упражнение «Найди общий звук». Игра «На что похож звук?» - подбор ассоциаций к звуку [Ы]. Знакомство с символом звука. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Поймай звук», выделение гласного звука [Ы] из звукового ряда. Произношение гласного звука [Ы] в словах простого слогового состава с интонированием (гласный звук находится под ударением). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Рожицы» (выполнение различных мимических движений: надуть щёки, поочерёдно, обе сразу, выдвинуть язык, вытянуть губы трубочкой, широко открыть рот…). Нахождение слов, которые произносятся со звуком [Ы] с опорой на предметные картинки. Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», направление пути указывают слова, которые произносятся со звуком [Ы].

3) Итоги занятия: Уточнение артикуляции звука [Ы].

Тема 23: Звук [Э].

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Упражнение «Найди первый звук», выделение общего первого звука слов. Игра «На что похож звук?» - подбор ассоциаций к звуку [Э]. Знакомство с символом звука. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Поймай звук», выделение гласного звука [Э] из звукового ряда. Произношение гласного звука [Э] в словах простого слогового состава с интонированием (гласный звук находится под ударением). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Рожицы» (выполнение различных мимических движений: надуть щёки, поочерёдно, обе сразу, выдвинуть язык, вытянуть губы трубочкой, широко открыть рот…). Нахождение слов, которые произносятся со звуком [Э] с опорой на предметные картинки. Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», направление пути указывают слова, которые произносятся со звуком [Э].

3) Итоги занятия: Уточнение артикуляции звука [Э].

Тема 24: Узнавание, различение и выделение гласных звуков [А-У-Ы] в односложных словах.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Уточнение символов звуков. Пропевание гласных отдельно [А], [У], [Ы] и звуковой ряд [А-У-Ы] «долго» - «коротко», «высоко» - «низко». Определение гласных звуков в односложных словах. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор односложных слов с заданным звуком. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Рожицы» (выполнение различных мимических движений: надуть щёки, поочерёдно, обе сразу, выдвинуть язык, вытянуть губы трубочкой, широко открыть рот…). Упражнение «Помоги животным (быку, коту, раку) найти свои домики», с опорой на символы звуков. Подвижная игра «Найди свой домик» с опорой на символы звуков.

3) Итоги занятия: вывод – звуки речи, которые произносятся голосом, можно петь.

Тема 25: Узнавание, различение и выделение гласных звуков [О-Э-И] в словах простого слогового состава.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Уточнение символов звуков. Пропевание гласных отдельно [О], [Э], [И] и звуковой ряд [И-О-Э] «долго» - «коротко», «высоко» - «низко». Определение гласных звуков в словах простого слогового состава. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор слов простого слогового состава с заданным звуком (заданный гласный звук находится под ударением). Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Рожицы» (выполнение различных мимических движений: надуть щёки, поочерёдно, обе сразу, выдвинуть язык, вытянуть губы трубочкой, широко открыть рот…). Подвижная игра «Найди свой домик» с опорой на символы звуков.

3) Итоги занятия: вывод – звуки речи, которые произносятся голосом, можно петь.

Тема 26: Узнавание, различение и выделение гласных звуков в словах простого слогового состава.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Уточнение символов звуков. Пропевание гласных отдельно [А], [У], [Ы] [О], [Э], [И] с опорой на символы «тихо-громко», «долго» - «коротко», «высоко» - «низко». Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Упражнение «Услышь звук», узнавание и выделение гласных звуков в словах простого слогового состава, работа с символами гласных звуков. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Рожицы» (выполнение различных мимических движений: надуть щёки, поочерёдно, обе сразу, выдвинуть язык, вытянуть губы трубочкой, широко открыть рот…). Игра «Кто внимательный?».

3) Итоги занятия: вывод – звуки речи, которые произносятся голосом, можно петь.

Тема 27: Различение слогов отличающихся одним звуком.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Инопланетянин», запоминание и проговаривание серии слогов. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Многократное проговаривание заданного слога с заданной интонацией (вопросительной, утвердительной, повествовательной). Кинезитерапия – упражнения на развитие мелкой моторики «Ребро» (массаж ребра ладони), «Ладонь» (массаж ладони), «Ребро – ладонь» (выполнение правой рукой, затем левой рукой). Игра «Учим инопланетянина говорить», упражнение в придумывании слогов с заданным гласным звуком. Игра «Помоги инопланетянину вернуться на корабль», различение слогов отличающихся одним звуком, с опорой на символы гласных звуков.

3) Итоги занятия: вывод - с разными поющими звуками можно составить разные части слов.

Тема 28: Различение односложных слов отличающихся одним звуком.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Называние односложных слов и выделение гласных звуков, соотнесение гласных с символами. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Кто внимательный», подбор односложных слов отличающихся одним звуком с опорой на картинки. Кинезитерапия – упражнения на развитие мелкой моторики «Ребро» (массаж ребра ладони), «Ладонь» (массаж ладони), «Ребро – ладонь» (выполнение правой рукой, затем левой рукой). Составление фраз по вопросам с опорой на малосюжетные картинки с использованием односложных слов, отличающихся одним звуком.

3) Итоги занятия: вывод – слова могут отличаться одним звуком.

Тема 29: Различение двухсложных слов отличающихся одним звуком.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Сравнение двухсложных слов отличающихся одним звуком, отхлопывание ритмического рисунка слов. Игра «Озорное солнышко», подбор пар двухсложных слов отличающихся одним звуком.

Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Подскажи словечко». Проговаривание чистоговорок, интонационное выделение звука в слове. Кинезитерапия – упражнения на развитие мелкой моторики «Ребро» (массаж ребра ладони), «Ладонь» (массаж ладони), «Ребро – ладонь» (выполнение двумя руками одновременно). Упражнение «Исправь ошибки, проговори правильно», различение двухсложных слов во фразе, отличающихся одним звуком.

3) Итоги занятия: вывод – от изменения звучания слова изменяется его значение.

Тема 30: Различение и отхлопывание ритмического рисунка слов простого слогового состава.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Умные ладошки», отхлопывание ритмического рисунка слов простого слогового состава. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор слов с заданным количеством слогов. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Ребро» (массаж ребра ладони), «Ладонь» (массаж ладони), «Ребро – ладонь» (выполнение двумя руками одновременно). Упражнение «Найди игрушку», по ритмическому рисунку слова узнать название игрушки, отхлопать ритмический рисунок слова и взять игрушку. Подвижная игра «Воробьи» (тройками) (прыгнуть вперёд столько раз, сколько в услышанном слове слогов).

3) Итоги занятия: вывод – слова имеют разную длительность звучания.

Тема 31: Различение и отхлопывание ритмического рисунка слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Нахождение и отхлопывание слов с заданным количеством слогов. Игра «Третий лишний», различение ритмического рисунка слов. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Небылицы». Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Ребро» (массаж ребра ладони), «Ладонь» (массаж ладони), «Кулак – ребро – ладонь» (выполнение движения правой рукой, затем левой рукой). Игра «Маленький гном», изменение ритмического рисунка слов. Подвижная игра «Воробьи» (тройками) (прыгнуть вперёд столько раз, сколько в услышанном слове слогов: использование слов из игры «Маленький гном»).

3) Итоги занятия: вывод – при изменении слова может измениться его длительность.

Тема 32: Определение количества слогов в словах простого слогового состава.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Игра «Четвёртый лишний», различение ритмического рисунка слов. Отхлопывание ритмического рисунка звучания музыкального инструмента. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор слов к ритмическому рисунку звучания музыкального инструмента. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Ребро» (массаж ребра ладони), «Ладонь» (массаж ладони), «Кулак – ребро – ладонь» (выполнение движения правой рукой, затем левой рукой). Игра «Великан», изменение ритмического рисунка слов. Подвижная игра «Воробьи» (тройками) (прыгнуть вперёд столько раз, сколько в услышанном слове слогов: использование слов из игры «Великан»).

3) Итоги занятия: вывод – при изменении слова может измениться его длительность.

Тема 33: Определение количества слогов в словах различной слоговой структуры.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Отхлопывание ритмического рисунка звучания музыкального инструмента. Пропевание слов разной слоговой структуры с опорой на схемы слов. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Кто как слышит?», выкладывание слов разной слоговой структуры под схемы. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Ребро» (массаж ребра ладони), «Ладонь» (массаж ладони), «Кулак – ребро – ладонь» (выполнение движения двумя руками). Подвижная игра «Найди свой домик» с опорой на схемы слов.

3) Итоги занятия: вывод – слова имеют разную длительность звучания.

Тема 34: Выделение первого звука односложных слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Дидактическая игра «Паровозик», подбор односложных слов начинающихся на заданный звук. Выделение и проговаривание слов начинающихся на заданный звук из ряда слов. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Звук потерялся», узнавание и проговаривание слова целиком с опорой на картинки. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Карусель» (вращение не заточенного шестигранного карандаша между большим и указательным пальцами правой руки, левой руки, между ладонями обеих рук). Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», направление пути указывают односложные слова.

3) Итоги занятия: вывод - слова состоят из звуков.

Тема 35: Выделение первого звука двухсложных слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Дидактическая игра «Паровозик», подбор двухсложных слов начинающихся на заданный звук. Сравнение двухсложных слов отличающихся звучанием первого звука. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Небылицы». Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Карусель» (вращение не заточенного шестигранного карандаша между большим и указательным пальцами правой руки, левой руки, между ладонями обеих рук). Игра «Звук потерялся», узнавание и проговаривание слова целиком с опорой на картинки. Подвижная игра «Найди свой домик» с заданными звуками.

3) Итоги занятия: вывод - слова состоят из звуков.

Тема 36: Выделение первого звука трехсложных слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Дидактическая игра «Паровозики», подбор слов начинающихся на заданные звуки. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор трёхсложных слов с опорой на картинки. Выделение первого звука слова, отхлопывание ритмического рисунка трехсложного слова. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Карусель» (вращение не заточенного шестигранного карандаша между большим и указательным пальцами правой руки, левой руки, между ладонями обеих рук). Подвижная игра «Помоги Зайчику вернуться домой», направление пути указывают трехсложные слова.

3) Итоги занятия: вывод - слова состоят из звуков.

Тема 37: Закрепление пройденного материала. Выделение первого звука слов.

Ход: 1) Организационный момент.

В гостях Весёлый Зайчик знакомит с темой и целями образовательной деятельности.

2) Основная часть: Загадывание загадок, отхлопывание ритмического рисунка слов-отгадок. Игра «Кто больше?», называние слов на заданный звук с опорой на картинки. Упражнение на развитие артикуляционной моторики - аурикулотерапия. Игра «Озорное солнышко», подбор слов с заданным количеством слогов. Кинезитерапия – упражнение на развитие мелкой моторики «Карусель» (вращение не заточенного шестигранного карандаша между большим и указательным пальцами правой руки, левой руки, между ладонями обеих рук). Игра «Договори словечко». Подвижная игра «Воробьи» (тройками) (прыгнуть вперёд столько раз, сколько в услышанном слове слогов).

3) Итоги занятия: вывод - слова состоят из звуков.

Тема 38: Подведения итогов – развлечение.

Выводы:

  • предметы окружающего мира издают разные звуки;

  • музыкальные инструменты звучат по-разному;

  • предметы живой и неживой природы издают разные звуки;

  • каждая игрушка звучит по-своему;

  • слова звучат по-разному и обозначают разные предметы;

  • есть слова, похожие по звучанию;

  • есть слова, которые подходят друг к другу по смыслу;

  • есть одинаковые слова, которые отличаются только произношением;

  • слова имеют разную длительность звучания;

  • в словах есть части, которые произноситься дольше и громче, чем остальные;

  • от изменения звучания слова изменяется его значение;

  • при изменении слова может измениться его длительность;

  • звуки речи, которые произносятся голосом, можно петь;

  • с разными поющими звуками можно составить разные части слов;

  • слова могут отличаться одним звуком;

  • слова состоят из звуков.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Основное и любимое занятие дошкольников – это игра. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, учится вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, происходит становление его самооценки и самосознания. Потребность в игре и желание играть используется в целях решения поставленных задач. Реализация содержания работы логопедического кружка успешно осуществляется через игру. Форма занятий – игра.

Приемы и методы организации непосредственной образовательной деятельности

а) Методы по источнику познания:

- словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, предварительная, итоговая, обобщающая беседы);

- практический (упражнение, подражательно-исполнительское выполнение, занимательные упражнения: загадки);

- наглядный (демонстрация, иллюстрирование, показ образца задания, способа действия).

б) По степени продуктивности, по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой

информации);

- репродуктивный (работа по образцам);

- проблемный (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);

- частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);

в) На основе структуры личности:

- методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и т.д.);

- методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, игра, поручение и т.д.);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации).

Методические рекомендации

Нарушения фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.

На фонетическом уровне основные задачи, стоящие при развитии фонематического слуха:

  1. Восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, т.е. развитие распознавания звуков речи;

  2. Развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

  3. Формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

  4. Создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

На фонологическом уровне основные задачи, стоящие при развитии фонематического слуха:

  1. Развитие дифференциации фонем;

  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:

  1. Развитие распознавания неречевых звуков.

  2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

  3. Формирование фонематического восприятия.

Для успешного решения задач программы используются упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит? (громко-тихо, долго – кратко, далеко – близко, высоко – низко).

Предлагаются задания на определение количества хлопков, сигналов (сколько?) и воспроизведение неречевых звуков (хлопков, сигналов) с разной силой, темпом, ритмом. Предлагаются следующие упражнения: «Что звучит?», «Как звучит?», «Сколько?», «Где позвонили?», «Найди свой домик», «Концерт», «Путешествие», «Звуки леса», «Звуки моря», игра «Музыкальная история», игра «Как играть?», игра «С чем играет Зайка?», игра «Магазин», игра «Город игрушек».

Различный словесный материал: загадки, стихи, чистоговорки, дидактические игры и упражнения «Посади друзей в поезд», «Договори слово», «Кого в лесу встретил Зайка?», «Найди свой домик», «Найди свою пару», «Исправь ошибки Зайчика», «Угощение для друзей», «Поезд», «Воробьи», «Помоги Зайчику вернуться домой», «Зайка в магазине», «Музыкальная история», «Чудесный мешочек», «Озорное солнышко», «Кто едет на машине?», «Небылицы», «Найди первый звук», «Звук потерялся», «Поймай звук», «Помоги животным найти свой домик», «Что перепутал художник?» и др., делает процесс обучения более интересным, занимательным, доступным.

Речевые игры приучают детей внимательно слушать, подбирать слова не просто похожие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха. Интонационные упражнения развивают модуляцию голоса, речевое дыхание. У детей развивается произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.

В программе широко используются символы звуков и слоговые схемы. Слова обозначаются пустыми прямоугольниками белого цвета. У детей развивается зрительное и слуховое восприятие.

Использование загадок развивает образное мышление, речь - объяснение, слуховое внимание, память.

Кинезитерапия – технология развития мелкой моторики. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет на формирование активной детской речи и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, по мнению ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцовой, Е.И.Исенина и др.) наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Аурикулотерапия – массаж ушных раковин, технология развития артикуляционной моторики. Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Массаж является фоновой процедурой воздействия на центральную нервную систему. Мочка уха и противокозелок соответствуют проекции головного мозга, артикуляционного аппарата, глаз. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы.

Использование в программе новых развивающих технологий: кинезитерапии и аурикулотерапии способствуют развитию двигательной сферы и повышению эффективности логопедической работы.

Материально-техническое оснащение

Просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением, стол и стул для учителя-логопеда, стулья и столы по количеству детей, доска, игрушки, наглядные пособия, раздаточный материал по количеству детей.

Список литературы, используемой при написании программы дополнительного образования детей

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические

исследования. М., 1956.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.

М.,2011.

4. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Р-н-Д., 2011.

5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России

14.11.2013 № 30384)

6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН

2.4.1.2660-10» (утв. постановлением Главного государственного

санитарного врача РФ 22.07.2010г. №91)

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»

Поделиться:

Оставить комментарий