Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Программа экологического кружка «Друзья природы»
Post Icon

Программа экологического кружка «Друзья природы»

Автор:Симонова Анастасия Николаевна воспитатель МБДОУ "ДСОВ №111" г. Братск

Пояснительная записка

Природа и человек. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Земля наш общий дом, поэтому экологические проблемы сегодня затрагивают каждого человека и его интересы.

От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.

Поэтому в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования наших детей является формирование у них «экологической совести», осознанной культуры их сознания и мышления.

Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.

С какого возраста и как нужно начинать экологическое воспитание и образование?

В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к родным и близким ему людям: маме, папе, бабушке, дедушке, к братьям и сёстрам, к родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое и прекрасное на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это самое время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем его мире.

Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать свои самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять ее законы и научиться жить в гармонии с природой. Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Перспективный план работы экологического центра “Друзья природы” составлен с учетом возрастных особенностей детей по принципу от простого к сложному с развивающим компонентом. При составлении плана я опиралась на разработки М. Д. Маханевой, И. В. Цветковой, Л. И. Греховой, С. Н. Николаевой и др. План основан на принципе повторяемости. В каждую возрастную группу включены следующие разделы:

1.​ Животные, птицы и насекомые.

2.​ Растительный мир.

3.​ Неживая природа.

4.​ Времена года.

5.​ Отношение к миру природы.

6.​ Труд в природе.

Занятия по экологии проводятся два раза в месяц по подгруппам (8-12 человек), простые и комплексные. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка .

Цели и задачи кружка-формирование экологического мышления:

-​ ответственность за сохранность природы несет человек;

-​ человек и природа неотделимая часть друг от друга;

-​ сама природа многообразна и едина;

-​ человек должен учиться жить в гармонии с окружающим миром;

Задачи обучения:

-​ познакомить детей с природой и фауной родного края;

-​ через общение с природой научить детей любить ее красоту во всем многообразии форм и красок;

-​ формировать у детей чувства необходимости защиты природы, ответственность за живые существа;

-​ воспитывать бережное отношение к природе;

-​ развивать в детях такие качества: наблюдательность, воображение, фантазию и чувства творчества;

-​ для творческой работы организовать сбор природного материала;

-​ научить детей правильно вести себя в лесу.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

Кроме создания описанных выше условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям. Мною разработана программа по экологии “Друзья природы”, согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА (вторая младшая группа)

Сентябрь

1. «С чего начинается Родина!»

2. «Золотая осень!»

Октябрь

1. «В гостях у леса».

2. «В гостях у бабушки».

Ноябрь

1. «Про маленькую капельку»

2. «Вода течёт, разливается»

Декабрь

1. «Покормим птиц зимой»

2. «В лесу родилась елочка»

Январь

1. «В гости к Зимушке – зиме»

2. «В январе, в январе, много снега во дворе…».

Февраль

1. «Прогулка в зоопарк».

2. «Мишутка в гостях у детей»

Март

1. «Уход за комнатным растением»

2. «Кто гуляет по полянке?»

Апрель

1. «Прогулка по весеннему лесу».

2. «Экологическая тропа».

Май

1.«Мир насекомых».

2. «День Победы! » На праздник ветеранов.

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА (средняя группа)

Сентябрь

1. «Мой родной город Братск»

2. «Путешествие капельки».

Октябрь

1. «Осенний листопад».

2. «Что мы знаем о воде».

Ноябрь

1. «Почему исчезают животные?»

2. «Хищники и травоядные»

Декабрь

1. «Времена года. Зима»

2. «Секрет новогоднего дерева»

Январь

1. «Птицы»

2. «Дни и сутки».

Февраль

1. «Кто живет в лесу?».

2. «Живая и неживая природа»

Март

1. «Экологическая тропа»

2. «Весна – красна »

Апрель

1. «Весенние чудеса».

2. «Поисково – исследовательская деятельность: Где прячется воздух?».

Май

1.« Домашние животные».

2. «.Экологический КВН «Мы друзья природы»»

Поделиться:

Оставить комментарий