Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Программа факультатива «Путь к познанию»
Post Icon

Программа факультатива «Путь к познанию»

Автор: Шабан Светлана Павловна, педагог-психолог высшей категории МБДОУ ЦРР ДС «Белоснежка»  г. Новый Уренгой  Ямало-ненецкого Автономного Округа

Программа факультатива «Путь к познанию»

Актуальность

Актуальной задачей современной психологической и педагогической
практики является профилактика нарушений психического развития у
детей младшего дошкольного возраста. Одним из современных подходов решения данной задачи является использование концепции сенсорной комнаты.
Ещё в XX в. такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Г. Лурия, Л.А. Венгер, Ж. Пиаже, М.И. Кольцова и многие другие, доказали, что сенсомоторное развитие составляет основу умственного развития. По словам Л.А.Венгера, центральной задачей развития умственных способностей является развитие сенсорного опыта детей, а накопление и обработка информации начинается с ощущения и восприятия. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие включает в себя и эмоциональную окраску. Перинатальные психологи давно заметили, что чем больше тактильных, вкусовых, обонятельных раздражителей имеется в жизни ребенка, тем более богатым становится эмоциональный мир маленького ребенка. Особенно это важно в условиях Крайнего Севера, где преобладают неблагоприятные погодные условия, недостаточно зрительных стимулов, особенно в период полярной ночи, что приводит к сужению внешнего круга впечатлений ребенка, тормозит его интеллектуальное развитие. Именно в таких условиях сенсорная комната становится хорошим инструментом для стимуляции всех видов чувствительности, зрительного и слухового внимания, моторного развития. Дети, которые имеют низкий уровень познавательной активности, чаще всего воспринимают окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорной комнаты.

     Цель: развитие сенсорных способностей, восприятия и ощущений в предметной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

Задачи:

  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия;
  • закрепление сенсорных эталонов;
  • развитие познавательных процессов;
  • снижение импульсивности, тревожности, агрессивности;
  • создание положительного, эмоционального настроя;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Возраст детей – 3 – 4 года.

Срок реализации: 1 год.

Развивающая предметно-пространственная среда

І. Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.

Мат напольный – нужен для создания мягкой поверхности, на которой ребенок или взрослый может лежать, сидеть, двигаться. Маты между собой соединяются при помощи липучек со стороны пола.

Пуфик – кресло с гранулами – это сидение, которое служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму тела. Сидя на пуфике можно расслабиться, слегка откинувшись назад, и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обняв его и расслабить мышцы спины. Поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

Трапеция с гранулами – это подушечка в форме небольшой горки, с помощью которой можно  принять удобную позу, подложив ее под голову или ноги. Ее можно использовать и в качестве сидения. Гранулы, наполняющие трапецию, способствуют мягкой тактильной стимуляции.

Детская подушечка с гранулами – подушечка, наполненная полистирольными гранулами, легко может менять форму, ее приятно мять в руках и занятие с ней может надолго привлечь внимание.

Сухой бассейн – это бассейн с мягкими стенками, наполненный пластмассовыми шариками. Можно использовать для релаксации, и для активных игр. Лежа в бассейне, можно принять комфортную позу и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движения в пространстве. Игры в бассейне эмоциональны окрашены. Играя, можно растратить энергию, а затем – откинуться на спину и расслабиться.

Детское зеркальное панно – безопасное зеркало из полимерного материала для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок.

ІІ. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Музыкальный центр с набором кассет или дисков – музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации.

Висящая система "Мелодичный звон"  – основным направлением использования в СК системы "Мелодичный звон" является звукотерапия. Приятные переливы нежных звуков действуют успокаивающе, способствуют релаксации. Кроме того, эти звуки могут служить сигналом для перехода от одной деятельности к другой, тем самым, способствуя переключению внимания и развитию процессов саморегуляции.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, резвятся шарики, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными  детей. Если приблизится к колонне, то можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащена "Мягкой платформой". А "Безопасное угловое зеркало" создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Зеркальный шар с мотором, прожектор направленного света и световой фильтр луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество "зайчиков", которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки.

Прибор динамической заливки света – прибор (типа проектора), который создает на противоположной стороне световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создает поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии.

Волшебная нить и контроллер к ней – гибкая трубка, с цветными лампочками внутри. Свет путешествует внутри трубки. Скорость движения света можно регулировать при помощи ручки на контроллере, что создает бесконечно разные эффекты. Трубка абсолютно безопасна, ее можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали.

Переливающиеся цветы – светильник в виде букета цветов (на основе светооптических волокон) создает уют в СК. Эффект мерцания с постоянным изменением цветов поражает красотой, привлекает внимание и успокаивает.

Светильник "Пламя" – светильник, имитирующий факел. Пламя костра с древних времен притягивало человека какой-то тайной. "Холодный огонь" светильника не только полностью имитирует пламя, но его еще можно трогать.

Мобайл «Птица счастья» - выполненная из легкого деревянного шпона конфигурация в виде птицы. Подвешенная к потолку, «Птица счастья» начинает плавно раскачивается от малейшего движения воздуха, создавая ощущения полета волшебной птицы. Мобайл с помощью различных световых приборов может заиграть разными красками, вызывая ощущения радости и счастья, или начнет отбрасывать причудливые тени на стены, создавая эффект театра теней.

ІІІ. Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Панно «Звездное небо» - это коврик, в который вплетены мельчайшие фиброволокна и при включении создаёт эффект ночного неба.

«Звездный дождь» - пучок фиброоптических волокон с боковым свечением, цвет, которых постоянно меняется по всей длине. Волокна можно перебирать руками, обматывать руки, ноги, всё тело, заплетать, переплетать их, познавая их свойство зрительно и тактильно.

Сенсорное панно "Каскад" – светооптические, пластиковые нити с ультрофиолетовой подсветкой, мерцающими огоньками. Способствует обогащению сенсорного опыта, развитию тактильных ощущений и восприятию в целом.

Сенсорная тропа для ног – это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре "коски". Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Ходьба по ней полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.

Массажные мячи – предназначены для симуляции тактильной чувствительности.

Фонтан водный – источник воды, который  стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Звук журчащей воды успокаивающе воздействует на нервную систему.

Тактильная среда дополняется также песочной терапией, где
находятся песок, таз с водой, наборы игрушек для игр, а также дидактическими играми и пособиями для развития мелкой моторики: «чудесные» мешочки, ящички, шнуровки и другое.

 

Формы проведения факультативной работы:

  • игры и игровые упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • релаксационные упражнения;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • сказкотерапия;
  • пескотерапия;
  • музыкотерапия.

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий