Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Программа инновационного проекта Создание и внедрение модели единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития
Post Icon

Программа инновационного проекта Создание и внедрение модели единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ для детей с нарушениями речевого развития

Автор: Рязанова Галина Владимировна, учитель-логопед МДОУ «Брусничка» ЯНАО п. Белоярск

Цель: создание оптимальных условий коррекции и правильного речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

- внедрение модели комплексной диагностики психофизического и речевого развития детей, необходимой для разработки индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов, отслеживания динамики развития и коррекции нарушений;

- создание единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ, с учетом современной, инновационной образовательной среды.

- разработка и реализация программ по повышению компетентности педагогов и родителей.

1 Содержание инновационного проекта:

Построение единого коррекционного пространства предполагает реализацию следующих основных проектных линий:

- создание  материальной базы проекта;

- создание целостной системы выявления особенностей развития, коррекционной работы, сопровождения и мониторинга развития детей с нарушениями речевого развития;

- создание системы работы по просвещению педагогов и родителей.

2. Продукт инновационной деятельности

1. Конспекты интегрированных занятий:

Интегрированное логопедическое занятие с педагогом-психологом «Моё имя»

Интегрированное занятие с музыкальным руководителем «В гостях у бабушки»

Интегрированное занятие с воспитателем ИЗО «О морская ты волна»

Интегрированное занятие с социальным педагогом «День вежливости»

Совместное занятие с родителями и детьми «Цветик-семицветик»

2. Творческий проект с воспитателями групп «Кубигород»

3. Оснащение групп инновационным электронным пособием, как часть инновационной технологии «БОС-Здоровье», «Учимся и оздоравливаемся» (диафрагмально-релаксационный тип дыхания)

4.Игровое, стимулирующее пособие «Книга логопедических рекордов»

5. Консультации для воспитателей (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики)

6. Результаты работы с семьей (анкетирование, беседы, посещения) с целью уточнения и мотивации отношения родителей к коррекционно- образовательной работе в ДОУ и семье.

5. Разработка коррекционной программы «Особый ребенок»

6. Индивидуальные образовательные маршруты специалистов ДОУ для детей с ОВЗ.

7.Тестовая методика диагностики устной речи у дошкольников по Т.А.Фотековой

3.        ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ

Как отмечают многочисленные исследователи, мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями речевого развития. Причины, обуславливающие рост количества детей с отклонениями речевого развития, многообразны. С одной стороны - это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны - неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

Мы считаем, что достижение положительного результата в коррекции речевых проблем у детей возможно только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ; создании современных условий развития, воспитания и обучения; создании среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребёнка; повышении компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.

4. Соответствие основным направлениям развития муниципальной системы образования

Модель коррекционно - образовательной и развивающей деятельности представляет собой целостную систему.  Цель состоит в организации воспитательно - образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно – образовательный, материальный аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Содержание коррекционно - образовательной и развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи  - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно - эстетического, социально-личностного развития дошкольника. Система коррекционно - образовательной деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно - речевой среде.

5. Участники реализации проекта (программы)

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно -  образовательной и развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно - тематический план, осуществляет постановку диафрагмально - речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем - успешному обучению в школе.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание организованной образовательной деятельности, а так же в режимные моменты.

Психолог  включает в свою работу следующие направления: коррекционно - развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.              

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкальных произведений для релаксации, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.

Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка в соответствии со средневозрастными критериями.

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и  специальные коррекционно - развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно - временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве.

Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико - грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой. 

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и  коррекционной педагогики позволяют обеспечить систему комплексного сопровождения и эффективно решают проблемы ребёнка с речевыми нарушениями.

6. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки реализации проекта - 2014 - 2016гг.

Этапы реализации проекта:

Январь 2014г. – сентябрь 2014г.

Подготовительный этап

Защита инновационного проекта

Консилиум по вопросам создаваемой модели единого коррекционно-образовательного пространства в  дошкольном учреждении. Экспертиза условий ДОУ.

Создание материальной базы логопункта.

Исследование программно - методических источников.

Создание творческих групп по инновационным блокам.

Создание  нормативно - правовой базы развития инновации.

Сентябрь 2014г. – май 2015г.

Основной этап

Внедрение программ, технологий и проектов коррекционно-образовательной системы. Разработка и уточнение индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов детей по приоритетам воспитания и развития.

Система научно - методического сопровождения внедрения проекта.

Создание банка методических и дидактических материалов.

Диагностика качества образования и эффективности коррекционно-образовательной системы ДОУ.

Разработка и внедрение программы просвещения родителей детей по вопросам психофизического развития детей и коррекции речевых нарушений у них.

май 2016г.

Завершающий этап

Аналитический комплексный мониторинг результатов внедрения модели единого коррекционно-образовательного пространства в ДОУ.

Публикация материалов из опыта работы.

Определение перспектив развития ДОУ.

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий