Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Программа кружковой работы по изобразительной деятельности: «Маленький дизайнер»
Post Icon

Программа кружковой работы по изобразительной деятельности: «Маленький дизайнер»

Автор: Иванова С. В. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР - детский сад № 29 «Стриж» г. Смоленска

Пояснительная записка

Программа «Маленький дизайнер

В основе лежит программа «Развитие» Венгера Л. А. с применением парциальных программ «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, Головко Л. В. «Приглашаем в страну дизайна», Соломенниковой О. А. «Радость творчества», Логуновой Т. «Первые уроки дизайна».

Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие.

Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом МБДОУ ЦРР «Стриж». Преподавание курса ведется на культурологической основе.

Актуальность программы обусловлена тем , что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способность решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации».

Как отмечает Г. Н. Пантелеев – член Союза профессиональных художников, старший научный сотрудник центра Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в практике детского сада нередко смешивают содержание понятий» изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и собственно «деятельность детского дизайна». Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, изготовление элементов костюма к празднику, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, создание фитокалендаря в уголок природы, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т.д. относятся к детскому дизайну. Эта деятельность близка занятиям творческого конструирования, но вместе с тем подготавливаем ребёнка к основам социопространственного творчества. В результате дизайн-деятельности у детей развивается элементарное дизайнерское мышление, которое позволяет комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.

Новизна программы состоит в том, что наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства , включенными в программу Васильевой М. А. и Венгера Л. А., предлагается ознакомление детей с дизайном, что способствует в процессе обучения получить знания о простейших закономерностях строения формы, о перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы и человеческих чувств.

Цель дизайн-деятельности старших дошкольников:

- дать ребенку первоначальные представления о дизайне;

- развивать предпосылки проектного мышления;

- сформировать у детей дизайнерское мышление;

- развивать эстетический вкус.

Основные задачи:

- развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;

- ознакомить с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;

- развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;

- воспитать художественный вкус и чувство гармонии;

- ознакомить детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного учреждения.

В результате:

- у детей формируются первоначальные представления о дизайне;

- развиваются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;

- дети знакомятся с визуальным языком дизайна;

- у них развивается чувство ритма, симметрии, цвета;

- формируется творческое мышление;

- развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа под средством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;

- совершенствуются практические навыки детей;

- у детей развивается умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Особенности методики и организации образовательного процесса

Чтобы решить задачи, используются традиционные методы ведения занятия и новые технологии, разные типы: комбинированное занятие, коллективная работа, занятия-игры, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Особенностью программы является выделение большего кол-ва часов на изучение русских промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.

Работа начинается с формирования понятийного аппарата у детей и взрослых. Значимость данной проблемы определяется с помощью рекламно-информационного поля, в виде творческой папки, вопросников и анкет.

Принцип построения программы:

Численность группы 8-10 человек

Программа рассчитана на 2года обучения.

Первый год 5-6лет (10 ч 25 мин) 625 мин

Второй год 6-7 лет(12 ч 30 мин) 750 мин

Учебно-тематический план работы в старшей группе

п/п

Тема

Задачи

Количество минут

Практика

Теория

1

Беседа:

«Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат»

Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера.

Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримёр», «архитектор».

25 мин

2 Аппликация: «Тематический альбом для коллекции рисунков» Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа.

25 мин

3 Рисование-аранжировка: «Календарь природы»

Познакомить детей с понятием «фитодизайн»

Учить «печатать» листья методом «оттиска».

Активизировать словарный запас словами: «фито-дизайн», «гербарий».

Закреплять знания детей о деревьях и растениях.

Развивать фантазию.

25 мин

4 Лепка из солёного теста: «Дымковская игрушка»

Познакомить детей с дымковской игрушкой.

Учить лепить игрушку с натуры из целого куска теста путём вытягивания.

Развивать умение самостоятельно выбирать тему работы.

25 мин

5 Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки»

Познакомить детей с элементами дымковской росписи.

Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки.

Развивать чувства ритма и цвета.

25 мин

6 Выставка детских работ на тему «Дымковская игрушка»

Продолжать знакомить детей с работой дизайнера-оформителя.

Учить расставлять экспонаты на выставке.

Развивать эстетические способности.

25 мин

7 Аранжировка с элементами рисования: «Осенний пейзаж»

Продолжать знакомить детей с понятием «фитодизайн».

Учить детей использовать в работе гербарий.

Развивать у детей способность к проектному мышлению.

25 мин

8

Аппликация:

«Рамка для рисунков»

Создание оригинальных композиций.

Совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое по диагонали.

Развивать чувства формы и композиции.

25 мин

9 Аппликация сюжетная: «Витрина магазина»

Продолжать знакомить детей с работой декоратора.

Активизировать словарный запас словами: «витрина, декоратор, парфюмерия, электробытовая техника».

Развивать воображение и чувство меры.

25 мин

10 Аппликация: «Новогодние игрушки-шары»

Познакомить детей с правилами простых композиций.

Показать и освоить навыки работы с клеем и тканью.

25 мин

11

Аппликация:

«Театр Деда Мороза»

Продолжать знакомить детей с правилами простых композиций и вариантами их декоративного оформления.

Вызвать радостное предновогоднее настроение.

25 мин

12 Выставка детских работ: «Юные дизайнеры»

Закрепить знания о работе дизайнера-оформителя.

Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы.

Развивать эстетику

25 мин

13 Лепка из солёного теста: «Здравствуй, филимоновская свистулька!»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой.

Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста способом «вытягивания».

Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы.

25 мин

14 Декоративное рисование: «Роспись филимоновской игрушки»

Познакомить детей с элементами филимоновской росписи.

Продолжать учить расписывать объёмные фигурки.

Развивать чувство ритма и цвета.

25 мин

15 Рисование: «Картонажный театр»

Познакомить детей с историей картонажного театра.

Создание разных образов на основе одной формы, передача характерных черт внешности героев сказки.

Вызвать интерес к театральной деятельности.

25 мин

16 Декорации к театру

Стремиться оформить место действия персонажей элементами декораций.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

25 мин

17

Пластилиновый театр:

«Смешарики»

Создание атмосферы творчества.

Познакомить детей с театральной профессией кукольника.

Дать представление о театре как о синтезе разных видов искусства: комедийного, музыкального, анимационного.

25 мин

18 Декорации к пластилиновому театру «Смешарики»

Стремиться оформить место действия персонажей элементами декораций.

Вызвать интерес к театральной деятельности

25 мин

19 Аппликация: «Декорирование бутылочек»

Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций.

Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе.

25 мин

20 Аппликация: «Декоративные подвески»

Познакомить детей с некоторыми простыми формами подвесок и вариантами их декоративного оформления.

Вызвать радостное настроение.

25 мин

21 Декоративное рисование: «Синяя сказка»

Расширять представления детей о гжельской росписи.

Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Закреплять навыки смешивания красок, для получения разных оттенков синего цвета.

25 мин

22 Лепка-аранжировка «Отражение в воде»

Познакомить детей с понятием «зеркальное отражение».

Учить планировать и выполнять работу в соответствии с намеченной целью.

Развивать проектное мышление.

25 мин

23 Рисование: «Отражение в воде»

Продолжать знакомить детей с понятием «зеркальное отражение».

Познакомить с новой техникой рисования «монотипией».

Воспитывать любовь к природе.

25 мин

24

Аппликация:

«Рамка для рисунков»

Познакомить детей с некоторыми простыми приёмами вырезывания декоративных элементов для создания композиции (бумага, сложенная несколько раз, вырезывание по спирали и др.).

Развивать проектное мышление и умение работать коллективно.

Вызвать радостное настроение.

25 мин

25

Ручной труд:

«Куклы наших бабушек»

Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси.

Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая».

Воспитывать любовь к народному искусству.

25 мин

26 Выставка: «Радужное многоцветие»

Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России.

Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

25 мин

Учебно-тематический план работы в подготовительной к школе группе

п/п

Тема

Задачи

Количество минут

Практика

Теория

1 Аппликация «Тематический альбом для коллекции рисунков»

Закреплять навыки и приёмы работы с клеем. Создать оригинальные композиции.

Совершенствовать технику вырезания округлых форм из бумаги, сложенной вдвое по диагонали.

Развивать чувства формы и композиции.

30 мин

2 Фитодизайн: «Рябиновые бусы»

Познакомить детей с основами фитодизайна, его целями и задачами.

Развивать эстетический вкус и эстетическую культуру труда.

Воспитывать интерес к природе и отображению представлений в своей работе с природным материалом.

30 мин

3 Беседа : «Здравствуй, театр»

Познакомить детей с таким выразительно-изобразительным средством как графическая сценография.

Развивать интерес детей к различным видам искусства.

30 мин

4 Рисование «Афиша»

Познакомить с профессией художника оформителя. Рассказать о разнообразии видов его деятельности. Остановиться на творчестве художников – оформителя.

Вызвать радостные ассоциации, настроение.

30 мин

5

Рисование «Книжный театр

(1 занятие)

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик, желание создать живописную композицию на основе мысленного воссоздания объекта.

Овладеть действием моделирования, передать структуру предмета.

Развивать познавательную активность.

30 мин

7 Рисование «Книжный театр» (3занятие)

30 мин

8 Декоративное рисование «Гжельская сказка» (настольный театр по мотивам сказки «Заюшкина избушка»)

Уточнить представления детей о гжельской росписи.

Формировать способы создания образов.

Стремиться оформить место действия персонажей элементами декораций.

30 мин

9 Выставка детских работ: «Здравствуй, театр!»

Обобщить имеющиеся у детей знания о театре.

Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров, национальную гордость за мастерство и талант русского народа.

30 мин

10 Лепка из солёного теста «Новогодние подвески для ёлки»

Учить детей создавать объёмные ёлочные игрушки.

Закреплять знания детей о «писанках», о характерных для них узорах.

Развивать чувство формы и композиции.

30 мин

11 Декоративное рисование «Роспись подвесок» Формировать умение расписывать объёмную форму, используя разные элементы росписи.

30 мин

12

Оформительская деятельность «Украсим нашу ёлочку

подвесками»

Вызвать радостные ассоциации, настроение.

Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы.

Развивать эстетику.

30 мин

13 Лепка из солёного теста: «Русская матрёшка»

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие матрёшки как символа русского народного искусства.

30 мин

14 Декоративное рисование: «Роспись матрёшки»

Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

Формировать технические навыки кистевой росписи.

30 мин

15 Рисование: «Город мастеров»

Закреплять знания детей о разнообразии народного декоративно-прикладного искусства.

Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей на бумажных силуэтах разной формы.

Совершенствовать навыки работы гуашью.

30 мин

16 Развлечение: «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка!»

Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России.

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

30 мин

17 Рисование с элементами аппликации: «Модники и модницы»

Познакомить детей с профессией дизайнера-модельера.

Развивать у детей творческое мышление, способность к созданию задуманного, мотивируя выбор художественных средств.

Расширять словарный запас понятиями: «дизайнер-модельер», «мода», «модница», «старинная и современная одежда», «веер».

30 мин

18 Лепка «Шляпа фокусника»

Познакомить детей с профессией циркового артиста-фокусника.

Совершенствовать навыки работы с пластилином.

Развивать воображение.

30 мин

19 Аппликация: «Маска, маска, я тебя узнал»

Познакомить детей с работой театрального художника-гримёра.

Учить подбирать материал для достижения большей выразительности образа.

Развивать чувство вкуса.

30 мин

20 Декоративное рисование: «Чудо-писанки»

Ознакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).

Дать представление об истории возникновения этого искусства, о специфике композиции и орнаментального строя.

Учить рисовать на объёмной форме.

Формировать интерес к народному искусству.

30 мин

21 Тематическая выставка поделок: «Оглянись вокруг»

Вызвать эмоциональный отклик на изделия народно-прикладного искусства.

Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы.

Развивать эстетику

30 мин

22 Ручной труд: «Куклы прошлого века»

Продолжать знакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси.

Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-десятиручка», «кукла-маслёнка», «кукла-кукушка», «безликая».

Воспитывать любовь к народному искусству.

30 мин

23 Рисование с элементами аппликации: «Семь друзей Юссике» С.Вяльял (1 занятие)

Учить создавать художественный образ на деревянной основе, применяя приёмы рисования и аппликации.

Закреплять умение рисовать портрет человека, с передачей особенностей внешнего вида, характера и настроения.

Закрепить названия дней недели.

Развивать у детей проектное мышление, воображение; умение работать в коллективе.

Воспитывать любовь к труду.

30 мин

24 Рисование с элементами аппликации: «Семь друзей Юссике» С.Вяльял (2 занятие)

30 мин

25 Выставка детских работ: «Детям на потеху, всему свету на удивленье»

Вызвать эмоциональный отклик на изделия народно-прикладного искусства.

Продолжать учить детей красиво расставлять экспонаты на выставке, находить правильное место для каждой работы.

Развивать эстетику.

30 мин

Показатели художественно – творческого развития детей

в дизайн – деятельности в конце учебного года

Фамилия, имя

ребёнка

Характеристика

интересов и

способностей в области

художественной

деятельности

Характеристика

качества

способов

творческой

деятельности

Характеристика

качества

продукции

Итог

1

Проявляет интерес,

проявляет средние способности

Применяет известное в новых работах Соответствие результатов художественным требованиям средний
2 Высокое творческое воображение Находит оригинальные способы Проявляет индивидуальный «почерк» высокий
3 Проявляет интерес, но уровень способностей низкий Применяет известное в новых работах Применяет примитивную манеру исполнения низкий

Основные методы:

  • Объяснительно - иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстраций)
  • Создание игровой ситуации
  • Репродуктивные (работа по образцам)
  • Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)
  • Исследовательские (исследование свойства бумаги, пластилина., соленого теста и др)
  • Словесные, наглядные, практические, игровые методы

Основной принцип – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. Создание творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ, выставки детских работ.

Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное пребывание ребенка в детском саду и независимо от уровня развития по изо-деятельности, такая форма работы необходима для всех детей, посещающих дошкольное учреждение.

Условия реализации программы

Помещение, отводимое для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям ( сухое, вентилируемое, светлое, с площадью, достаточной для проведения занятий.)

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме.

Используется икт.

. Для такой деятельности в нашем саду создана материально-техническая база: специальное помещение – изо-студия, специальное оборудование (мольберты, стеллажи, шкафы, возможность организовать выставки детских работ) и художественные материалы. Кабинет оснащен специальной методической литературой, наглядно-дидактическими пособиями, музыкальным центром, проектором и экраном, что дает возможность использовать в работе информационно-коммуникационные технологии. В саду имеется этнографический мини-музей.А детский дизайн – направление популярное, в последние годы о нем много говорят и пишут.

  • Зона для творческой деятельности детей
  • Зона организации постоянных и сменных выставок
  • Зона индивидуальной выставки
  • Зона народного декоративно - прикладного искусства
  • Зона выставки малых форм
  • Игровая зона
  • Кабинет оснащен видео и аудиотекой
  • Создан комфортный микроклимат в воспитательно - образовательном процессе.
  • Организован мини-музей «Этнографии».

Критерии определения уровня освоения программы

Полученные в кружковой работе умения и навыки дети используют в играх (работа с природным материалом, изготовление композиций, составление аранжировок), инсценировках (рисование декораций, создание макетов интерьера), сюжетно-ролевых играх (работа с тканью, использование мотивов народных орнаментов).

Работа с родителями

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.

Литература

  • Головкова Л. В. Приглашаем в страну дизайна: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Смоленск: СОИУУ, 2003.
  • Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности //Ребёнок в детском саду.-2004. №4
  • Дорохова Е. изобразительная деятельность и театрализованные игры. – 1998.-№2.
  • Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества..//Дошкольное воспитание.-2006.-№2.
  • Логунова Т. Первые урока дизайна. Учебное издание . - Мозайка – Синтез, 2002.
  • Лыкова И. А. Миниатюры на яйце. – Издательский дом «Карапуз», 2003.
  • Лыкова И. А. Букеты и приветы. – Издательский дом «Карапуз», 2005.
  • Соломенникова О. А. Радость творчества. – Издательство Мозайка – Синтез, 2006.
  • Швайко Г. С. Совет педагогов. Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности. // Ребёнок в детском саду. – 2004. - №1.
  • Ярыгина А. Дети и дизайн. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2.
  • Ярыгина А. Дети и графическая сценография. // Дошкольное воспитание. 2005. – 2005. № 11.

Поделиться:

Оставить комментарий