Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Программа кружковой работы в младшем дошкольном возрасте «Неизведанное рядом» (развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста)
Автор: Васильева Надежда Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория, МБДОУ детский сад № 123, г. Тверь
Пояснительная записка
Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?».
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.
Традиционно большое внимание развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников уделяется в старшем дошкольном возрасте. Проанализировав программу, которую реализует ДОУ, мы считаем, что уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать познавательные потребности ребенка, поисковую, исследовательскую активность, направленную на обнаружение нового.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий.
Цель программы: развитие познавательного интереса к окружающему миру и формирование осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Задачи программы:
Формировать у детей основы диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.