Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Программа-план «Заповеди духовной красоты» Духовно-нравственные идеалы древних сказаний. Человек и его деяния в библейских легендах
Post Icon

Программа-план «Заповеди духовной красоты» Духовно-нравственные идеалы древних сказаний. Человек и его деяния в библейских легендах

Автор: Кириллова И. Х., воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ ЦРР - д/с №7 "Белочка" г. Зверево

Цель: Посредством библейских легенд вводить детей в таинственный мир отношений наших далеких предков, в которых люди обнаруживали светлые и темные стороны характера, добро активно противостояло злу, высокий дух человеческий, как правило, одерживал победу над ложью, своекорыстием, бесчестием, пресмыкательством.

Задачи:
- Помочь детям исподволь подойти к ответу на вопросы, неизменно волнующие в любом возрасте: каким человеком быть, чтобы позднее не было обидно за бесцельно растраченное отведенное судьбой время, чтобы не было стыдно за безнравственные поступки.
- Способствовать развитию речевой культуры детей: обогащению, выразительности бытового и литературного языка – через знание библейских текстов.
- Приоткрыть ребенку дверь в чудесный мир живописных, скульптурных, поэтических, музыкальных образов, созданных великими художниками, музыкантами, поэтами мирового сообщества на темы библейских сюжетов.
- Приобщать детей к культурным ценностям исторического прошлого нашего народа путем знакомства с праздниками православного христианства.

«Глаголом жечь сердца людей»
А.С.Пушкин

Каждый образованный человек должен знать религию хотя бы своего народа. Знать не значит верить. Безоговорочное следование скрытой в пересказе Библии проповеди протоиерея сегодня привело бы к нарушению известной статьи Конституции, которая провозглашает свободу российских граждан.
Религия – элемент исторического наследия, часто определяющим образом влияющий на мировосприятие, интересы, побуждения и поведение личности в семье, обществе, в жизни. Сказанное относится ко всем религиям, в том числе к христианству – православию и католицизму, которые привлекли внимание писателей, композиторов, скульпторов, архитекторов, по-своему отозвались в творческом поиске многих выдающихся мастеров мира. Любой пример будет выглядеть банально. Но без него дальнейшие рассуждения окажутся недостаточно убедительными. Обратимся к созданию шедевров живописи, сосредоточенных в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Перед мысленным взором побывавших там встают десятки великолепных, известных во всем мире полотен, мимо которых посетители не могут пройти без глубокого душевного волнения. «Мадонна» кисти Симона Мартини соседствует с «Благовещением» Чимо да Капельяно и «Поклонение младенцу» Фра Филиппо Анппи; «Мадонну Бенца» и «Мадонну Литу» Леонардо да Винчи сменяют «Юдифь» Джорджоне, «Кающаяся Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана; «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко разместились неподалеку от «Возвращения блудного сына», «Прощания Давида с Ионофаном», «Святым семейством», «Давидом и Урией» Рембранда и «Мадонной с младенцем» Лукаса Кранака.

Стоит обратиться к экспозиции Третьяковской галереи, какого-либо областного художественного или краеведческого музея – перед нами предстанет по существу та же картина. Каждое живописное или скульптурное произведение на библейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий способен воспроизвести в памяти сюжет Ветхого или Нового Завета, тут же сравнить этот сюжет с прочтением, предложенным живописцем или ваятелем, вступить с ними в мысленную беседу по поводу трактовки образов или жизненных ситуаций, содержащихся в бессмертной книге. Такая беседа поможет превратить восприятие картины или скульптуры в глубокое проникновение в замысел и идеалы мастера, способствует постижению его представлений о жизни, назначений человека, о законах нравственности и красоты. Сказанное в полной мере относится и к музыке: многие произведения И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других великих композиторов не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника.

Есть еще одна область жизнедеятельности современного человека, в том числе забот воспитателя и учителя, которую невозможно представить без знаний библейских текстов, - это сфера речевой культуры. Великая книга бессмертна, потому что способствовала обогащению, выразительности бытового и литературного языка всех слоев населения, от обитающих в деревенской избе, удаленной на сотни километров от железнодорожных или шоссейных магистралей, до словесной элиты, которой выступают речетворцы – писатели. В повседневном общении люди нередко употребляют образные выражения, слова-символы, не подозревая, что заимствуют их в Библии. Желая подчеркнуть, что человек после долгих и мучительных скитаний возвратился в отчий дом, говорят – «блудный сын»; удивленные тем, что обычно молчаливый человек стал убежденно и страстно защищать какую-то известную ему истину, собеседники вспоминают услышанное где-то определение – «валаамова ослица»; поставленный перед необходимостью трудного поиска правды в сложном сцеплении жизненных обстоятельств, восхищенный убедительностью, мудростью найденного решения с удовлетворением произносит – «суд Соломона»; наблюдая за шумным собранием, где никто никого не слушает и не хочет понять, очевидец ситуации обычно оценивает ее словами- «вавилонское столпотворение»; желая похвалить чью-либо силу, смелость, решительность,

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий