Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения: «Дорожная азбука»
Post Icon

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения: «Дорожная азбука»

Автор: Куцина Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ детского сада общеразвивающего вида № 376 г. Волгограда

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.

Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять весёлую игру.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание, поглощал информацию. Сама тема «Правила дорожного движения» очень сложна для малыша своими терминами и понятиями. Поэтому, планируя работу с детьми, необходимо включить игровые моменты, использовать наглядные пособия, сказочные персонажи, внести элементы новизны. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Уже с самого раннего возраста начинается подготовка детей к изучению правил дорожного движения. Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем.

Планировать и проводить работу с детьми по формированию знаний по ПДД следует в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного - воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Целью данной программы является формирование у детей дошкольного возраста устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах города.

Для её достижения необходимо решить несколько задач:

  • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге,

  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);

  • отслеживать уровень знания и умений детей в начале и конце учебного года;

  • применять современные формы и методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах города;

  • формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;

  • вызвать интерес у детей к изучению правил дорожного движения с помощью игровых моментов, наглядных пособий, дидактический и подвижных игр.

Работа по формированию у детей знаний Правил дорожного движения построена по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей второй младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить дети подготовительной группы, так как большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

Программа рассчитана на 4 года и предназначена для детей от 3-х до 7-ми лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой или индивидуально.

Программа «Дорожная азбука» состоит из трёх разделов.

Задачи раздела 1

1. Учить детей различать легковые и грузовые автомобили.

2. Знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем. Дать представление о назначении автобуса (перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, кузов, руль, мотор, колёса).

3. Давать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепит знание цветов: жёлтый, красный, зелёный.

4. Знакомить детей с профессией водителя. Формировать интерес к ней.

5. Давать детям элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре.

6. Обучать детей правилам перехода через проезжую часть.

Задачи раздела 2

1. Закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах поведения в автобусе.

2. Дополнять представление об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделяться линией.

3. Формировать представление детей о том, что разные машины имеют разное предназначение. Познакомить с машинами специального предназначения.

4. Добиваться от детей чёткого выполнения правил при переходе через проезжую часть.

5. Знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пункт питания», «пункт медицинской помощи», «Осторожно, Дети!»

Задачи раздела 3

1. Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученных ранее.

2. Расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.

3. Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.

4. Закреплять правильное употребление пространственной терминологии (слева-справа, спереди-сзади, рядом-навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.)

5. Углублять знания детей о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора.

6. Учит применять правила в различных жизненных ситуациях.

7. В увлекательной игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности.

Первый этап работы – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей.

Второй этап работы – расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап работы – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Доведение до детей смысла и значение Правил дорожного движения через конкретные примеры, рассматривание ситуаций, чтение художественных произведений, бесед о необходимости соблюдать меры безопасности на улицах города.

Четвёртый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Дети понимают и усваивают предъявленные к ним требования.

Пятый этап – развитие контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице.

Предполагаемый результат:

  • воспитать грамотного пешехода;

  • знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

  • уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый).

Поделиться:

Оставить комментарий