Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > Программа театральной студии «Буратино», художественно-эстетическое направление, возраст 3-7 лет
Post Icon

Программа театральной студии «Буратино», художественно-эстетическое направление, возраст 3-7 лет

Автор: Лягуцкая Надежда Васильевна, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Сусловский детский сад комбинированного вида «Ёлочка», село Суслово, Мариинский район, Кемеровская область.

Программа театральной студии «Буратино»,

художественно-эстетическое направление, возраст 3-7 лет

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Содержание программы театральной студии «Буратино»……………………5
План работы театральной студии………………………………………………9

Литература……………………………………………………………………….16

Приложение………………………………………………………………………17

 

Введение

В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)

Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием  воли,  развитием памяти,  воображения,  инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников  базируется на  принципах развивающего  обучения, методы  и организация которых  опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и

творческой активности;
3) развитие реальных мотивов:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в)  внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая   огромное эмоциональное наслаждение.

 

Содержание программы театральной студии «Буратино»

Программа игровых занятий студии «Буратино» ориентирована на всестороннее развитие личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость…). Благодаря сказке воспитанник познает мир не только умом, но и сердцем. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно эта способность ребенка позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театральная деятельность помогает воспитаннику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Программа предусматривает также блок игр и упражнений, направленных на развитие саморегуляции детей. Это упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная гимнастика, двигательные упражнения, которые могут поводиться в любой части занятий. Главная цель данных упражнений — включение всех участников в работу, снятие усталости и напряжения.

Игровые занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, театральная деятельность требует от воспитанников решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера ; развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей воспитанников, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения,знания,фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат воспитанника. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Воспитанники становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Таким образом, игровые занятия театральной деятельностью помогают всесторонне развивать ребенка, позволяют ему вступать в контакты с детьми из других групп, с взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества детей и взрослых.

   Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности. Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.). Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.
Отличительные особенности программы:
•   комплексный характер;
•    взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
•    практическая направленность;
•    социальное партнерство с родителями.
Программа занятий выстроена с систему работы с детьми и является вариативной частью учебного плана МБДОУ «Сусловский детский сад комбинированного вида «Елочка», способствует решению задач реализуемых программами Н. Е. Вераксы «От рождения до школы», Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», «Здравушка».

   Задачи программы:

  1. Последовательное знакомство детей с различными видами театра (кукольного, драматического, музыкального, народного).
  2. Поэтапное освоение воспитанниками различных видов творчества по возрастным группам.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в ДОУ и жизни.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий определена на основе требований СанПиН:

с детьми младшего дошкольного возраста – не более 15 минут,

с детьми среднего дошкольного возраста – не более 20 минут,

с детьми старшего дошкольного возраста - не более 25 минут.

Форма проведения занятий – групповая. Группы состоят из 5 человек.

 

Содержание работы включает в себя:

  • игры – драматизации,
  • разыгрывание сказок и инсценировок,
  • упражнения по формированию выразительности (вербальной, невербальной),
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

    Диагностическое обследование театрализованной деятельности детей дошкольного возраста студии «Буратино» проводится в конце года. Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля    (см. приложение таблица 1).
   Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности дошкольников.                                 (см. приложение таблица 2)

В приложении представлены творческие задания для   диагностики уровней развития умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности       (см.приложение творческие задания 1-3).

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Поделиться:

Оставить комментарий