Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Пути реабилитации детей средствами музыки в условиях компенсирующего дошкольного учреждения
Post Icon

Пути реабилитации детей средствами музыки в условиях компенсирующего дошкольного учреждения

Автор: Поталащук Вера Владимировна, музыкальный руководитель МДОУ №6 г.Березовского Свердловской области

Пути  реабилитации детей средствами музыки

в условиях компенсирующего дошкольного учреждения

Глобальный кризис окружающей среды привёл к появлению новых зон экологического бедствия. На земле, в воде и в воздухе обнаруживают токсичные вещества, от пожаров гибнут леса, под "воздействием" рук человека исчезают водоёмы, резко растёт радиационный фон. Как би­ологический организм человек взаимодействует с природой и экологические проблемы являются прежде всего проблемами человечества, будущее которого всегда связывается с детством.

Нарастающее неблагополучие экологической ситуации, ускорение жизненного темпа, наследственная отягощённость различными заболеваниями обусловили рост количества детских заболеваний. Вот те условия, в которых сегодня должен выжить входящий в мир человек. Любое длительное заболевание всегда неблагоприятно сказывается на физическом и психоэмоциональном развитии детей и нередко приводит к психопатологическому формированию личности.

В современном мире одним из наиболее распространённых и тяжело излечимых заболеваний является аллергодерматоз /АД /. В собственной практике музыкального руководителя дошкольного учреждения компенсирующего типа, важно было уделить особое внимание созданию средствами музыки положительного эмоционального фона как определяющего условия реабилитации дошкольников. Работа в этом направлении представляется особенно важной и нужной потому, что научные прогнозы различных исследований свидетельствуют об опасности увеличения числа больных детей в последующих поколениях в связи с изменением генофонда. Поэтому во имя пользы ребёнку медицина постоянно ищет новые методы лечения, в которые всечаще входит искусство.

Особая роль при этом отводится музыке, целительное влияние которой известно с далеких времен (особенно на состояние травмированной нервной системы у больных с кожными заболеваниями). Учитывая новые подходы в медицине, создание положительного эмоционального фона может стать действенным средством музыкальной терапии. С помощью правильно найденного музыкального воздействия устанавливается равновесие в деятельности нервной системы ребенка, что является одним из важных способов профилактики заболевания. Таким образом, осуществляется определенный вклад в решение главной задачи общества в вопросе воспитания - развитие и укрепление здоровья детей, и реализуется приоритетное направление ФГОС - развитие потенциала личности.

Для своей практической деятельности важно было обобщить опыт использования музыки в процессе реабилитации детей в условиях компенсирующего дошкольного учреждения.

В работе были поставлены следующие задачи:

-Изучить особенности развития детей с аллергодерматозами.

-Исследовать вопрос о влиянии музыки на процесс реабилитации

детей с данным заболеванием.

-Разработать пути создания положительного эмоционального фона как определяющего условия реабилитации детей.

-Проследить актуальность проблемы и действенность методики психогимнастики с использованием музыки на практике с детьми в компенсирующем дошкольном учреждении.

В работе были использованы следующие методы исследования:

- Анализ медицинской, психолого - педагогической литературы по проблеме.

- Наблюдение за детьми.

- Анализ детских медицинских карт.

- Анализ детского музыкального творчества.

Работа проводилась на базе детского сада № 520 г. Екатеринбурга, где опробировались элементы существующих методик музыкотерапии с детьми, больными диатезом, аллергодерматозами, нейродермитом.

Влияние психоэмоционального климата на состояние нервной системы детей, страдающих аллергодерматозами

Развитие музыкальной терапии

Целительная сила музыки известна с глубокой древности. В Древней Индии умение петь было одной из обязанностей врача. Индусы - эскулапы во время приёма больных исполняли специальные медицинские песни. У аборигенов Австралии в набор медицинских инструментов лекаря входили и музыкальные инструменты (набор свирелей). Уже Аристотель в « Политике» поместил музыку в число общеобразовательных предметов, отмечая, что «сама природа стремится доставить нам возможность правильно направлять нашу деятельность». Платоном тоже признавалось важное значение свойств музыки. В эпоху Возрождения педагоги - музыканты Парлино, Тинкторис, Галилей разработали классификацию ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следовало применять для воспитания у личности соответствующих черт характера. Рассматривалась также и связь между эмоциональными проявлениями человека и способами их отражения в музыке, влияние музыки на людей с различными темпераментами.

Интерес к музыкотерапии постоянно растёт. Развиваются идеи влияния музыки на воспитание человека, на коррекцию черт его характера, затронутые в трудах Платона и Аристотеля. Особенно важную роль музыка играла в народном быту - волшебной была сила закличек, плачей, хороводов, календарных, обрядовых и бытовых песен. Исследуя вопрос об использовании музыки как лечебного фактора подтвердил терапевтическую ценность музыки великий русский учёный З.М.Бехтерев, утверждая, что «с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка», неоходимодимое при лечении детей с кожными заболеваниями.Интересны исследования по вопросу влияния музыки на психику детей Дж. Морено ( 1892 - 1972 ),в результате которых для практики были предложены сценарии и музыкальные спектакли для импровизации дошкольников. Позднее,.в 1928 году, П.Шипулин отметил благотворное влияние музыки на детей с повышенной раздражительностью. В 70-80е годы было издано несколько монографий, посвящённых музыкотерапии, в которых приводятся данные по применению музыки с лечебной целью у детей: К.Швабе, 1974, Р.О.Бенензон, 1973, У.Грюс, Г.Грюс, 3.Мюллер,-1971. В 1982 году в Берлине вышла книга Юты Брюкнер, Ингрид Медераке и Кристель Ульбрих «Музыкотерапия для детей ", в которой детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии. В нашей стране книг такого рода не выходило до 1958 года, когда появилась «Логопедическая ритмика» выдающегося советского специалиста в области музыкотерапии В.А.Гринер. Основательно забыты и вышедшие в ХХ веке публикации по ритмической гимнастике Эмиля Жак-Далькроза (1865 - 1950). В 2001 году Рушелю Блаво, д.м.н., профессору, возглавляющему Санкт-Петербургский Научно-исследовательский институт традиционной народной медицины и музыкальной терапии и автору лечебной музыки, было выдано первое методическое пособие для врачей и клинических психологов утвержденное Министерством Здравоохранения России « Лечебно-профилактическая музыкотерапия Рушеля Блаво». Многолетние клинические испытания подтвердили: метод Рушеля Блаво и разработанная им технология безлекарственного воздействия на человеческий организм пробуждают естественный потенциал самоисцеления, присущий живой материи. С этого момента в России музыкотерапия обрела официальный статус.

Однако, несмотря на имеющийся интересный опыт, следует отметить, что вопрос выявления взаимосвязи между эмоциональной сферой человека и влиянием на нее музыкального искусства еще требует глубоких разносторонних исследований.

Психолого - педагогическая и психоневрологическая характеристика детей с аллергодерматозами

Для успеха мероприятий по профилактике и лечению этих заболеваний необходимо учитывать особенности нервной системы детей с кожными заболеваниями. Изучение литературы, опыт собственных наблюдений показал, что дети, больные различными формами заболеваний кожи, страдают поражениями нервной системы. Чаще всего эти нарушения отражаются на эмоциональной неустойчивости, что сочетается со снижением экстравертности, проявляемым в поведении некоторой заторможенностью. Повышенная «эмоциональная нестабильность» - это реактивность в ответ на события во внутренней среде организма. При клиническом обследовании у детей с аллергодерматозами выявлены патологические изменения свода черепа, глазного дна, нарушения тонуса мышц, рефлекторной сферы, что обусловливает особенности поведения и эмоционального реагирования. Особое внимание следует обратить на психоэмоциональное состояние детей с тяжелым кожным процессом (стойкий и длительный зуд).

У таких детей «усилены» определенные черты личности:

-снижена гипертимность (снижение активности, инициативы);

-повышена сенситивность (дети склонны к сильным эмоциональным реакциям по разным поводам);

-имеется «застревание» на одной возникшей эмоции;

-общим в поведенческом облике является сниженность настроения.

Эти дети более других нуждаются в сочувствии, сопереживании, так как с высокой степенью достоверности можно утверждать, что у них имеются особенности в структуре личности. Медикаментозное лечение этих детей проводится дерматологами и педиатрами, но наблюдения за детьми и общение с родителями показали, что одной медицинской помощи недостаточно. Одним из важных способов профилактики рецидивов заболевания считается использование эффективных методов психопрофилактики, психокоррекции в слиянии с различными видами искусств – живописью и музыкой.

Поэтому на первый план в работе был вынесен психоэмоциональный аспект страдания, уделено внимание отношения к больному ребенку в окружающей среде, влиянию на здоровье ребенка психоэмоционального климата в семье и в детском коллективе. Своевременное выявление и коррекция нарушенной системы отношений поможет детям и родителям, и врачам, которые пока не достигли желаемых результатов в этой области.

Эмоции и профилактика нервно – психических нарушений у детей, больных аллергодерматозами

Основанием для работы по выбору путей создания положительного эмоционального фона явились результаты исследований психологов, выявившие, что выздоровление больного с заболеванием кожи во многом зависит от его внутренней психологической ориентации на выздоровление, а также от отношения к нему ближайшего социального окружения - семьи и коллектива, умеющих снять психологическое напряжение у ребёнка, которое появляется на фоне формирующегося комплекса неполноценности.

Основной системой принципиально нового подхода к профилактике и лечению детей явилась система специализированной медицинской помощи, включающей мероприятия по социальной реабилитации.

В связи с нарушениями взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга таких детей характеризует нарушение поведения в видe эмоциональной и двигательной расторможенности. Проблемы снятия психологического напряжения у детей заинтересовали учёных - педиатров, психоневрологов, психологов, педагогов. Представляют интерес исследования зависимости внутрисемей­ного психологического климата на протекание болезни ребёнка и на его психологическую установку на выздоровление, проведённые старшим преподавателем кафедры психологии СИПИЛ.А.Грищенко, преподавателями А.В. Лёгостевым, С. Л. Семёновой. Результаты этой работы свидетельствуют о перспективности разработки эффективных методов психокоррекции как способапрофилактики рецидивов заболевания.

Между эмоциональной жизнью человека и её проявлением в природном темпераменте, с одной стороны, и отражением её особенностей в музыке - с другой - существуют определённые зависимости и связи. Живость

реагирования на музыку, различную по характеру, возможно, говорит о степени развитости эмоциональной сферы ребёнка.

К основным эмоциям относятся те, которые являются врождёнными. Следуя наиболее полной классификации эмоций, сделанной К.Изардом и Ражниковым, к врожденным (основным) эмоциям относятся интерес, радость, удивление, гнев, дистресс, отвращение, презрение, страх, чувство вины. Эмоции тесно связаны и воздействуют на все компоненты познания - ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, а рассерженный замечает лишь то, что усиливает его гнев. Хорошее настроение улучшает запоминание. Люди с развитой эмоциональной памятью быстро представляют чувства, когда - то владевшие ими. Психологической особенностью эмоциональной памяти является вытеснение: человек быстро забывает то, что не имеет для него большого значения, либо то, что ему тяжело вспоминать. Положительные эмоции увеличивают мотивацию. Тесно связаныс эмоциями и волевые процессы. Эмоциональная привлекательность облегчает выполнение задания.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, так как невозможно представить любую деятельность без неудач и ошибок. Обобщая данные разных ученых, следует заметить, что имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер:

1. Активные мимические и пантомимические проявления чувств предотвращают перерастание некоторых эмоций в патологию.

2. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

3. При произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций.

Имитация эмоциональных состояний происходит в исполнении этюдов, драматизации музыкальных сказок, в музыкальных играх. П.И. Чайковский определил музыку как «язык чувств». Значит, научив ребенка разбираться в эмоциональном содержании музыки, можно научить его понимать свои чувства, переживания и мысли. Поэтому музыкальное сопровождение значительно повышает эффективность воздействия этюдов, игр и упражнений на расторможенных детей.

Музыка является самым действенным и организующим среди вспомогательных средств общения. При этом музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребёнка. Занятия музыкой помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Делая музыку организатором движения, можно развить v детей внимание, память, собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное на­пряжение;упражнениями под музыку подкрепляется выработка тормозных механизмов. Восприятие музыки, предваряющее упражнение, помогает войти ребёнку в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка даёт общее настроение успокоения, ровное внешнее поведение. Драматическаямузыка создаёт настроение возбуждения, подвижное инеспокойное поведение. Музыка может быть и фоном, на котором развивается действие того или иного этюда, сюжета (элементы драматической психоэлевации). Известные сегодня методики психотерапии детей, страдающих диатезом и сходными«пограничными» расстройствами, относятся к разряду групповых, что даёт возможность целиком или частично использовать их на практике. Основанные на распознавании эмоций задания рекомендуется постепенно усложнять. Дети овладевают умением словесно описывать чувства, вызванные контрастными произведениями, а также соотносить их с «карточками настроений».

Таким образом, организуя музыкальную деятельность в компенсирующем детском учреждении, музыкальный руководитель встречается с разными характерами, с разными эмоциональным и социальным опытом у детей, полученным в семье. При внимательном отношении к детям, имеющим отклонения, заметна роль музыкального языка, музыкальных упражнений в ликвидации отрицательных эмоциональных переживаний. Все это может быть осуществлено через различные мероприятия по социальной реабилитации детей, включающие приемы психогимнастики и музыкального воздействия в комплексе и в меру.

Но нельзя забывать, что влияние музыки на детей в современном мире неоднозначно: отрицательно на состоянии здоровья детей может сказаться злоупотребление музыкой с повышенными шумовыми эффектами.

Поэтому музыкальному руководителю важно разработать систему реабилитационных мероприятий средствами музыки.

Организация мероприятий музыкотерапии в компенсирующем

дошкольном учреждении

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости

Одна из важных задач музыкального воспитания - развитие у ребенка способности откликаться на всю гамму чувств человека. Ребенок хорошо развивается лишь при условии наличия в семье и в детском коллективе атмосферы свободного выражения чувств и мыслей. Поэтому работа над созданием такого эмоционального климата привлекает многих музыкальных руководителей, находя решение через развитие творческих способностей. Важно поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности. Это даст возможность научить детей свои житейские эмоции превращать средствами музыки в эмоции эстетические. Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», педагоги – музыканты находят все новые формы работы с детьми (занятия в хоровой студии, кукольный театр, детская опера, ритмопластика и другие), превращая занятия в увлекательный творческий процесс. С помощью соответствующего эмоционального настроя дети раскрепощаются, становятся более уверенными в себе. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на воображение, а воображение – это тот психический процесс, который лежит в основе любого вида творчества.

Система работы по реабилитации детей с кожными заболеваниями

«Музыка для ребенка – это мир радостных переживаний», - эти слова Н.А.Ветлугиной стали основой работы по созданию положительного эмоционального фона в компенсирующем детском саду. Основная задача педагогического коллектива – развивать личность ребенка, используя нетрадиционные методы воспитания и обучения, опираясь на создание спокойной атмосферы, эмоционального благополучия в детском коллективе, на поддержание нормального психического состояния детей, что красной нитью проходит в Федеральном государственном образовательном стандарте. Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. В результате поисков, наблюдений, чтения специальной литературы и консультаций с врачами, психологами и музыкантами была намечена система работы по реабилитации детей с заболеваниями кожи и определились некоторые особенности и дидактические методы по созданию положительного эмоционального фона. Результаты работы оказались в прямой зависимости от регулярности и организованности мероприятий.

Решение проблем взаимодействия музыкотерапии и другихспособов профилактики рецидивов заболеваний у детей представляет интерес. в основном для тех педагогов детских учреждений, которые имеют дело с детьми, чрезмерно утомляющимися, непоседливыми, вспыльчивыми, замкнутыми, и т.д. Предложенные приемы работы можно использовать и для совершенствования внимания, памяти, воображения, эмоций практически здоровых детей.

Мероприятия по коррекции поведения и снятию психоэмоционального напряжения у детей

Организуя мероприятия по реабилитации, важно выявить пути, позволяющие помочь детям с «пограничными нарушениями» преодолеть болезнь, помочь детям, находящимся на границе болезни и здоровья ликвидировать формирующийся комплекс неполноценности, разработать пути положительного воздействия музыки на   эмоциональное состояние детей средствами музыки.

Чтобы обеспечить эмоциональное благополучие, свободное и эффективное развитие способностей ребенка, работу целесообразно начинать с анализа нервно - психического развития и со знакомства с детьми. Этот 1 этап работы проходит в тесном сотрудничестве с медицинским персоналом, воспитателями и психологом. При знакомстве эффективны такие диагностические методики, как «свободная игра», «повторяй за мной», «шапка-невидимка», помогающие судить о воображении ребенка, его ценностных ориентациях, о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

Дети, поступившие в новый коллектив, часто нелегко привыкают к новой обстановке, к окружающим предметам, так как зачастую это дети с неуравновешенной психикой, замкнутые, очень ранимые. Поэтому первую встречу целесообразно провести в группе, в более знакомой детям обстановке. Хорошо использовать красивые звучащие игрушки, детские музыкальные инструменты, электро-музыкальные инструменты. Эмоционально и выразительно исполнив песню, возможно предложить спеть вместе так, чтобы песня зазвучала еще красивее. Самые смелые и любознательные сыграют на музыкальных инструментах, если есть желание – поем эти песни, подключая манипуляции с игрушками. Познакомившись таким образом, можно пригласить детей в следующий раз встретиться в музыкальном зале. Даже на момент знакомства, варьируя используемые в работе средства, важно добиваться участия всех детей, побуждая к активности через игровую ситуацию.

В выборе путей создания положительного эмоционального фона мы опирались на выводы исследований известного отечественного музыковеда В.В. Медушевского, который подтверждает, что «принцип моделирования эмоций подразумевает наличие определенного соответствия между структурой музыкального произведения и нашими интуитивными представлениями об эмоциях».

Полезные практические рекомендании содержатся в «Психогимнастике» М.И.Чистяковой. Ею предложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики. Предложенный автором курс специальных игровых занятий был использован и взят за основу мероприятий по адаптации больных детей.

Основная работа по коррекции поведения и снятию психоэмоционального напряжения у детей осуществлялась на оздоровительных мероприятиях – занятиях лечебной гимнастикой и воздушных ваннах. Поскольку заинтересованность облегчает и стимулирует развитие, радость, которую доставляли детям ритмические упражнения и подвижные игры с музыкой, благотворно влияли на общее состояние детей.

Историки считают, что еще в древности музыка начиналась с ритма. При этом музыка была в основном вокальной, а музыкальный ритм был естественным, порожденным речью, ритмом. Опыт работы показал, что ритмическая деятельность, упражнения на дыхание в сочетании с музыкой, побуждающей к творчеству или расслаблению, обогащает восприятие ребенка, оказывает влияние на формирование различных психологических функций, позволяет избавиться от стресса.

Упражнения и подвижные игры, облаченные в игровую форму с музыкальным сопровождением, становятся играми-забавами. Эти целенаправленные физические движения легко и радостно воспринимаются еще и благодаря рифмованным подсказкам:

 

Научились мы ходить, ожки поднимая.

Вот как наши малыши весело шагают. /к маршу/

или

Я ладошками стучу, Я ладошками стучу,           /к р.н.м. «Как у наших ворот»/

Я ладошками стучу, мяч Наташе покачу.

Воздушные ванны продолжительностью 5-7 минут проводятся ежедневно после дневного сна в каждой возрастной группе. На этой оздоровительной и закаливающей процедуре можно использовать упражнения и подвижные игры под музыку, игры с пением. Занятия лечебной физкультурой продолжительностью 15-30 минут в зависимости от возраста детей проводятся в каждой возрастной группе 2 раза в неделю в 1 половину дня. На лечебной физкультуре хорошо использовать подвижные музыкальные игры и этюды, направленные на коррекцию эмоционального состояния детей, а также на развитие внимания, памяти, фантазии, выразительности эмоций. Музыкотерапевты отмечают, что существуют специальные мелодии для определенного психологического состояния или заболевания. На занятиях психогимнастикой дети слушают различные музыкальные композиции, соответствующие данному этапу их лечения, выполняют упражнения, лежа на коврике на спине. Очевидно, что работа над коррекцией настроения и отдельных черт характера, мероприятия по снятию психологического напряжения должна проводиться совместно с психологом.

Освоенные этюды и упражнения успешно используются в театральной деятельности детей, в постановках музыкальных сказок, которые делают жизнь воспитанников более интересной, наполненной радостью творчества. Работа над такими спектаклями, как «Целебная травка» Л.Пеньевской, «Друзья познаются в беде» С.Преображенского, «Веселый ручеек» В.Комарова, «Кошкин дом» Золотарева на стихи С.Маршака, способствовала сплочению детского коллектива и проявлению творчества у детей. Гармоничное сочетание драматического искусства, музыки и художественного слова обязательно даст положительные результаты: ребенок осознает свои возможности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества найдет поддержку со стороны сверстников и взрослых.

В подборе музыкального материала к оздоровительным мероприятиям открывается большой простор для творчества педагога. На воздушных ваннах и лечебной гимнастике эффективно использовать народную музыку, которая более доступна детям благодаря простоте мелодии, яркости, образности, музыку народов европейских стран, отличающуюся тематическим богатством, мелодическим разнообразием, ритмической простотой. Кроме народной музыки удобно использовать отрывки из классических произведений благодаря выразительным акцентам, характеру мелодии, сопровождения, определенным сочетанием выразительных средств:

Прокофьев «Марш», Шуберт «Марш», Кабалевский «Веселая сказочка»,

«Вальс», «Клоуны», Шуман «Смелый наездник», отрывки из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», фрагменты симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», инструментальную музыку Р.Паулса, музыку группы «Зодиак» и другую современную музыку с целью разнообразить репертуар, развить музыкальный вкус детей, их интерес к музыке.

Помимо оздоровительных мероприятий элементы музыкотерапии можно включать в музыкальные занятия так, чтобы создавались условия для инициативы ребенка, для желания исследовать свои впечатления, чувства и воплощения их в звуке, мелодии, движении. Такой «зоной вхождения в музыку» становятся различные образы, эмоциональные состояния, где ребенок находит то, что созвучно его внутреннему миру. Основной вид деятельности на занятии – игра, которая способствует развитию воображения. С помощью жестов, динамики, темпа, ритма, которые выражают различные эмоциональные состояния, дети получают информацию о своих собственных эмоциональных состояниях;

Игры в различных видах и вариантах целесообразно проводить на всех этапах занятия. Это стимулирует необходимые действия детей, они становятся более активными, инициативными, стараются добиться успеха. В этом случае желательно их поощрять (призы: игрушки-самоделки, жетоны в форме матрешек, машинок, музыкальных инструментов). Практически во всех видах деятельности на музыкальном занятии (слушание, пение, музыально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) можно использовать произведения предложенные М.И.Чистяковой, В.Петровой, Е.М.Дубянской. При отборе репертуара важно не только учитывать высокое качество музыки и текста, но и то, что музыкальная деятельность должна волновать и радовать ребенка, вызывать интерес у детей: например, Г.Струве «Мы теперь ученики»,В.Дементьев «Необычный концерт», М.Красев «Веселая дудочка», Т.Попатенко «Будет горка во дворе». В каждой песне надо найти что-то интересное, забавный поворот, шутку, сравнение, которая заинтересует детей и побудит ихк активному творчеству. Кроме того, дети с удовольствием исполняют народные песни, рекомендованные программой как опробированные и обработанные специалистами-музыкантами. Использование народной музыки объясняется тематическим богатством народных песен, их мелодическим разнообразием, которые сближают песни с музыкальными играми, хороводами. В хороводном пении помогают многочисленные атрибуты – ложки, балалаечки, платочки, косыночки, веночки, многие из которых дети изготавливают сами. В работе над пением помогает разнообразие приемов: игровая ситуация, эмоциональный показ педагога, пение с солистами, пение «цепочкой», с дирижером, с музыкальными инструментами и другие. Знакомясь со звучанием симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, дети учатся слышать и понимать инструментальную музыку, изобразительность звука, музыкальной фразы, сравнивать с физическим действием – качанием колыбели, стуком дождя, бегом лошадки. Обязательно использование наглядных пособий, поэтических примеров. Варьируя и сочетая приемы развития музыкального восприятия, можно использовать игрушки, инсценирование песен, передачу характера музыки в движении (творчески используя танцевальные образные движения, дети передают общий эмоциональный настрой музыки, акценты, теп, ритмический рисунок, динамику). Словом, в поисках игровых мотивов и форм повторения открыты богатые возможности для творческого воображения и фантазии как детей, так и педагогов.

Музыкальные занятия, которые должны быть тщательно спланированы и подготовлены, проводятся 2 раза в неделю утром. Занятия проводятся в форме игры и должны быть интересными, насыщенными и хорошо оснащенными. Особенно интересны в этом плане комплексные занятия, которые проводятся в форме спектакля или занимательной игры и строятся на программной содержании и освоенной детьми музыкальной, изобразительной и художественно-речевой деятельности. Объединение разных видов искусств создает атмосферу необычности, радостного настроения.

Немаловажным фактором успеха является поддержка педколлектива и родителей, проявивших интерес к работе по созданию положительного эмоционального климата в детском коллективе. Переключая детей на другой вид деятельности, для снятия нагрузки, воспитатели используют музыкально-ритмические минутки, игры с пальчиками; укладывая детей на дневной сон, напевают детям полюбившиеся спокойные песни, одеваясь на прогулку, вспоминают любимые песни.

Впечатляющие и яркие эмоции дети получают на праздниках и развлечениях, проведение которых обязательно планируется и сопровождается обсуждением сценариев педколлективом. Радостное звучание музыки, яркость красок, костюмов, оформления, богатство интонаций выразительного слова, доступность, занимательность производят на детей сильное впечатление. На празднике родители – не зрители, а активные его участники, выступают в роли сказочных героев, показывают концерты, ведут праздничные программы. И утренник становится праздником для детей, да и образцом проведения семейного праздника. После понравившихся праздников и развлечений дети с удовольствием играют в группе, повторяя полюбившиеся моменты и копируя запомнившиеся персонажи из мультфильмов и сказок – Айболита, Золушку, Лису Алису, проявляя в этой самостоятельной деятельности свое творчество.

Наблюдения за детьми показали, как складывается их внутренняя деятельность, как она выражается в свободной творческой непринужденности и непосредственности. В результате мероприятий музыкотерапии (музыкальные подвижные игры, этюды, упражнения, драматизации), детям стало заметно проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и управлять своими эмоциями. Дети становятся более спокойными, уверенными, добрыми, изживаются невротические проявления - неуверенность, страх, недоверие. Особенно у детей 5-6 лет заметно смягчается поведение, что проявляется в самостоятельной творческой и игровой деятельности. Сопоставляя данные собственных наблюдений и результаты медицинских обследований подтверждается предположение о необходимости проведения музыкотерапии в компенсирующем детском саду в комплексе с медикаментозным лечением. Получая здоровое эмоциональное возбуждение, дети отвлекаются от мыслей о болезни, приобретают устойчивое бодрое настроение.

Заключение

В лечении многих сложных заболеваний современная медицина применяет различные методы.

Важную роль в лечении и реабилитации детей, страдающих заболеваниями кожи, может сыграть музыка.

Создание положительного эмоционального фона – это необходимое условие лечения болезни, где музыка может оказать существенное влияние.

Основными требованиями к системе мероприятий по реабилитации детей и созданию положительного эмоционального фона являются:

1)            По возможности максимально включать в жизнь дошкольников элементов музыкотерапии;

2)            Тщательно отбирать звучащую для детей музыку;

3)            Использовать в работе музыкальные произведения с благозвучной мелодией, красивой оранжировкой, несложным ритмом, интересным и доступным содержанием;

4)            Включать музыку в различные виды деятельности детей.

Долгосрочная, тщательно продуманная, спланированная и организованная в этом направлении работа последовательно будет приводить к расширению форм организации мероприятий по социальной реабилитации детей.

Хотелось бы надеяться, что этот опыт станет полезным для педагогов детского сада и будет способствовать интересным поискам и обмену опытом.

 

Библиография

  1. Изард К.Е. Эмоции человека: М., 1980, с.230
  2. Медведева И., Шишаева Т. Сознательное отношение к бессознательному: ж. «Дошкольное воспитание,№8-1994, с.53-58
  3. Методика музыкального воспитания п/ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение,1981, с.239
  4. Метлов Н.А. Музыка – детям. М, Просвещение, 1985,с.142
  5. Организация оздоровления детей саллергодерматозами в специализированных группах детских дошкольных учреждений. Методические рекомендации. Свердловск, 1988,с.24
  6. Петрушин В.И. Моделироание эмоций средствами музыки. ж. «Вопросы психологии» №5-1988,с.141-145.
  7. Сб. Музыка и ты.В.4, М., Сов.композитор,1984,с.77
  8. Торопова Н.П., Синявская О.А. Экзема и нейродермит у детей. Екатеринбург, 1993,с.447
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,Просвещение,1990, с.128
  10. Шелепанова Н.В. Музыкотерапия.
  11. Эмоциональное развитие дошкольника. П/ред. Кошелевой А.Д., М., Просвещение, с.175

Ямова Л.А. Влияние психоэмоционального климата семьи на состояние нервной системы детей, страдающих аллергодерматозами. Свердловск, 1990,с.24

Поделиться:

Оставить комментарий