Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности Студия «Соловушка»
Post Icon

Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности Студия «Соловушка»

Автор: Вершинин Дмитрий Олегович, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г. Сыктывкара

Пояснительная записка

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Эта доступность обусловливается тем, что голосовой аппарат – «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием.

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Цель и задачи Программы

Цель - овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Возрастные особенности слуха и голоса детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)

У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца на развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3 – 4 лет несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и не точная звонкость звучания.

Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления, простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми — си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка. Педагог должен работать над формированием устойчивого навыка естественного, незапряженного звучания, не допускать форсирования как во время пения, так и в разговорной речи. Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио- и телепередач, магнитофонных записей. Музыкальный руководитель должен систематически проводить индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития голоса ребенка. Необходимо объяснить, насколько опасно позволять петь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду.

Задачи в области пения детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)

  • учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

  • внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов;

  • правильно передавать мелодию в диапазоне ми — си; петь с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него;

  • формировать коллективное пение: учить одновременно начинать и заканчивать песню; не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно.

Важная задача при обучении детей пению – раскрыть жизненное содержание каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, надо первую встречу провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание песни; на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста. Педагог должен помнить, что качество исполненной им песни играет большую роль в процессе ознакомления детей с музыкальным произведением, воспитывает эстетический вкус. Но ребенок только тогда почувствует прелесть песни, когда у него будет развит музыкальный слух и привиты навыки чистого интонирования, когда он осознает, что его голос сливается с другими детьми, когда у него появится желание петь не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук.

Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком; другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, надо учить детей хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все время показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь. Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание. Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он постепенно начнет петь естественным звуком. Вот почему с первых занятий в младшей группе надо уделять этому особое внимание. Яркое, образное, эмоциональное ознакомление с песней содействует выразительному ее исполнению детьми, развивает их музыкально и вокально, способствует легкости и прочности усвоения песенного материала, помогает образованию у ребенка представления о песне, повышает интерес к разучиванию..

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.

Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкально – дидактические упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха.

В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, т. е. включать певческие упражнения, которые служат прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Простота мелодий, их небольшой объем помогают в работе над расширением диапазона детского голоса, так как их легко транспонировать и применять перед разучиванием основного песенного репертуара.

Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен, особенно русских народных. При этом педагог должен добиваться от ребят точной вокальной интонации в пении, умения слышать себя и товарищей. Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т.е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для хорового пения.

Важный этап работы над песней – работа над выразительностью. Надо учить детей передавать характер песни. Чем эмоциональнее рассказ о содержании песни, тем сильнее воздействует она на чувства. Характер музыкального произведения воспринимается детьми в единстве со словом. Поэтому образная передача поэтического текста – один из важнейших компонентов выразительного пения.

На музыкальном занятии пение составляет почти 30% объема всех заданий и занимает вторую или третью часть занятия в такой последовательности:

а) упражнение для развития голоса и музыкального слуха;

б) разучивание новой песни;

в) закрепление, повторение ранее пройденной песни.

К концу года дети младшей группы усваивают около 15—20 песен, включая песни к играм. Музыкальный руководитель должен проводить с воспитателем консультации; семинарские занятия по разучиванию песенного репертуара, игр с пением.

Возрастные особенности слуха и голоса детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон(ре — си), дыхание стало более организованным, хотя оно все еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее проносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшилась артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и него (при поддержке голоса взрослого).

Программа предусматривает следующие задачи в области пения детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

  • продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

  • правильно передавать мелодию в пределах ре – си (до2);

  • различать звуки по высоте;

  • внятно произносить слова;

  • брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

  • вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;

  • уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

  • петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).

В средней группе для определения высоты звуков хорошо ввести металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки, связывая их высоту с перекличками мамы-птицы и птенчиков.

Четырехлетние дети имеют определенный запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Ребенок воспроизводит не только высокий и низкий звуки, он знакомится с менее контрастным (средним) звуком. Конечно, задания предлагаются только в игровой форме.

В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять рапеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые служат прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, легкого звучания голоса и чистоты интонации. Простота мелодий, их небольшой объем помогают в работе над расширением диапазона детского голоса, так как их легко транспонировать и применять перед разучиванием основного песенного репертуара. А чтобы эти упражнения были полезными, оказали наибольшее воздействие, надо добиваться от детей выразительного, эмоционального исполнения естественным, легким звуком. Эти упражнения используются на занятиях не только для распевания, но и способствуют преодолению певческих трудностей.

Помимо вокальных упражнений в работе над чистотой интонации надо использовать прием – пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой голоса взрослого, затем без него. Сначала трудные места мелодии педагог проигрывает, затем пропевает без музыкального сопровождения (можно привлечь хорошо поющего ребенка).

Большое значение для развития голоса и музыкального слуха имеет неоднократное повторение с детьми ранее выученных песен, особенно русских народных. При этом педагог должен добиваться от детей точной вокальной интонации в пении, умения слышать себя и товарищей.

Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. Такое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Надо учить детей с младшего возраста пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех участках диапазона голоса, т.е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для хорового пения.

Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч. Надо следить за тем, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни, так как высокое позиционное звучание возможно только при активном дыхании.

Добиваясь четкой и ясной дикции, педагог должен учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения – кантиленой. С этой целью могут быть использованы русские народные попевки, прибаутки. Пропевание каждого звука с четким, ясным произношением гласных приносит большую пользу малышам, благотворно влияет на процесс звукобразования.

Наиболее трудный этап – работа над выразительностью исполнения. Надо учить детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Для этого хорошо использовать дирижерский жест: показывать рукой динамику, акценты, что поможет и в работе над высотой звука.

Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата и развитие «слуховой активности». Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5 – 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре1 – до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. те, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 5 – 6 лет чаще всего являются (ми) фа – си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

В результате систематической работы с детьми младшей и средней групп, направленной на реализацию программных требований в развитии музыкального восприятия и пения, к старшей группе дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам дети должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.

Однако уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей старшей группы еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3 – 4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений.

Задачи в области пения детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет):

  • учить петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне ре – до2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню;

  • продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццо форте (умеренно громко) и пиано (тихо) в разных темпах самостоятельно (в сопровождении музыкального инструмента, с воспитателем без музыкального сопровождения);

  • учить сольному исполнению ранее выученных песен.

К концу года дети 5 – 6 лет должны самостоятельно различать звуки по длительности и высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение. Кроме того, предполагается целенаправленное решение задачи по развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации.

К сожалению, некоторые практические работники формально подходят к решению программных задач по пению (да и по другим видам музыкальной деятельности). Разучивается музыкальный репертуар с целью его использования на праздничном утреннике. Дети каждую песню исполняют приблизительно. Интонируют приблизительно, так как нет осознанного восприятия и воспроизведения определенных мелодических оборотов. Приблизительно передают содержание песен, порой не понимая его смысла. И не удивительно, что можно услышать в пении детей «башни» вместо «пашни», «мило» вместо «бело», «назабавлю» вместо«позабавлю» и т.д.

Поэтому музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, которые способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построеннны на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.

Используются упражнения-игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Песни – упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, позволяют добиться отчетливого произношения текста.

В средней группе дети знакомились с высокими и низкими звуками. В старшей группе эти представления закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты.

Дети 5 – 6 лет должны определять на слух направление мелодии, ее скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне.

Песни – упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.

Систематическое использование песен – упражнений (не менее 6 – 7 в квартал) поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий