Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Рабочая программа по непосредственно-образовательной деятельности «Развитие речи»
Post Icon

Рабочая программа по непосредственно-образовательной деятельности «Развитие речи»

Автор: Сдельникова Светлана Васильевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ «Машенька» г. Ноябрьск, ЯНАО

Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» разработана в соответствии приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа», Москва 2015 г; О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», Москва, 2010 г; В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж, 2009 г; Анжи А.В. «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж, 2006

Рабочая программа рассчитана на 36 НОД в год (1 раз в неделю) длительностью 15 минут. Содержание этой программы направлено на формирования у детей речевых навыков и умений владения речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развития связной, грамматичес​ки правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонемати​ческого слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, по​нимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формиро​вания звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте через решение следующих задач:

Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спро​си, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть..."», «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?"»).В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"»). В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забав​ных случаях из жизни.

Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать сло​варный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые иг​рушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), место​положение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка —блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба —пальто —дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно про​износить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспри​ятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артику​ляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовы​вать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; упот​реблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (ут​ка—утенок—утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.

Помогать детям получать из нераспространенных простых предло​жений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).

Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, кар​тин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать за​данный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравс​твуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспи​тателями и родителями.

Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ее отличие от раннее действовавшей заключается в изменении традиционной системы познавательных задач, создание условий для полноценного развития ребенка.

Содержание рабочей программы отражает: специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и решает задачи по расширению и уточнению знаний детей о городе; формирование определенного отношения ребенка к родному краю, конкретные яркие представления активного отношения к окружающей жизни; развитие искренних чувств любви к родным местам; воспитание бережного отношения к природе родного края.

Национально-региональный компонент реализуется в ходе игровой деятельности (дидактические и подвижные игры), бесед, наблюдений в природе, является частью непосредственной образовательной деятельности и отражается в темах: интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Перелетные птицы», чтение стихотворения А. Плещеева «Весна», чтение стихотворения об «Осени», рассказывание по набору игрушек «Жизнь бурого и белого медведя на Севере», рассказывание по картине «Катаемся на санках».

Рабочая программа включает принцип интеграции содержания образования по данному разделу, задачи которого решаются в ходе реализации других областей образовательной программы, а именно:

- «Социально-коммуникативное развитие»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы; решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира

- «Речевое развитие»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье.

- «Художественно-эстетическое развитие» - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области

- «Физическое развитие»: в части решения общей задачи по охране жизни и укрепления физического и психического здоровья, расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни, осуществление постоянного контроля за выработкой правильной осанки, обеспечение в помещении оптимального температурного режима, регу​лярное проветривание, использование пальчиковой гимнастики и физкультминуток.

Особенностью организации образовательного процесса по образовательному компоненту «Речевое развитие», является то, что педагоги, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, организуют с детьми различные игры, берут на себя главные роли, объединяют детей для совместной игры, показывают образцы различных игровых действий с игрушками, предметами-заместителями, побуждают к развертыванию игр, драматизируют в лицах знакомые детям потешки, прибаутки, используют игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, тем самым обогащают детей новыми знаниями и впечатлениями, стараясь вызвать у детей интерес, желание подражать, содействуют возникновению чувства симпатии к другому ребенку, интереса к нему как к партнеру по игре, развивают умения понимать его интересы, потребности, воспитывают чуткость, отзывчивость, справедливость. Педагоги способствуют возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре: включаются в игру, заражая детей своим интересом, эмоциями, используют выразительные движения, мимику, интонированную речь, вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности. Все это способствует укреплению и сохранению физического и психического здоровья малышей, их эмоциональному благополучию.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий