Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Рабочая программа по пластилинографии в средней группе
Post Icon

Рабочая программа по пластилинографии в средней группе

Автор: Туркина Наталья Вениаминовна, воспитатель I квалификационная категория, МАДОУ « Детский сад № 74 общеразвивающего вида», г. Сыктывкар

Пояснительная записка
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. (кисть, карандаш, ножницы)
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография – создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Это изобразительная деятельность c применением пластилина. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.
Основным материалом является пластилин, инструментом – рука.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядеть как мозаика. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.
Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

Актуальность:
Разработка программы обусловлена:
• Развитием мелкой моторики рук ребёнка, посредством работы с пластилином;
• Развитием речи детей
Цель программы:
Формирование восприятия явлений окружающей действительности и форм предметов через пластилинографию.
Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Задачи программы:
• формирование навыков работы с пластилином, побуждение интереса к лепке;
• освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;
• обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие усидчивости, терпения, аккуратности
• развитие силы пальцев рук детей, координации движений рук
• развитие сенсорных способностей( умение передавать цвет, форму)
• развитие воображения и смекалки
Основные принципы:
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
• Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
• Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
• Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы

Ожидаемые результаты:
• Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе
• Умение передавать форму, цвет, настроение

.Условия реализации программы:
• Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов), длительностью 20 минут, по подгруппам по8 человек.
• Сотрудничество с воспитателями, родителями
• Организация предметно – развивающей среды
• Подбор необходимого материала и технических средств обучения

Материалы для создания пластилиновой картины:
• Картон (белый и цветной)
• Набор пластилина
• Салфетки для рук
• Стеки
• Доска для лепки
• Бросовый и природный материал
• Бусины, бисер, поетки
• Зубочистки, трубочки, проволока

Работа с родителями:
• Организация выставок и мастер-классов,
• Индивидуальные беседы.
• Беседы, консультации, поручения родителям
• Дни открытых дверей

Система мониторинга по пластилинографии
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.
1.Творческая активность
а) Повышенный интерес ,творческая активность – высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

Литература:
• Примерная общеобразовательная программа « От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА $СИНТЕЗ, 2014. — с.© Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014
• Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик; худож. Р. Гончар, А. Липинский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
• Давыдова Г.Н. « Пластилинография» Издательство: Скрипторий -2003, 2008г.
• Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
• Интернет ресурсы

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий