Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Рабочая программа старшей группы №12 «Золотой ключик» на 2015-2016 учебный год
Post Icon

Рабочая программа старшей группы №12 «Золотой ключик» на 2015-2016 учебный год

Автор: Секач Ольга Евгеньевна, старший воспитатель, первая квалификационная категория, МБДОУ детский сад комбинированного вида №82 г. Белгорода

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее – программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (далее – образовательные области) – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Рабочая программа разработана на основании следующего нормативно – правового обеспечения:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановление Правительства Белгородской области от 28.10.2013 № 431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы».
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций,определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Цели реализации Программы:
1)формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности всеми воспитанниками;
2)организация разных видов деятельности ребенка и реализация Программы в формах, специфических для детей данных возрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения программы;
3)организация психолого-педагогической поддержки воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4)привлечение родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды дошкольной образовательной организации;
5)использование образовательных возможностей микрорайона и города для развития ребенка;
6)организация педагогической диагностики для обеспечения индивидуального подхода к детям, развития их склонностей и способностей.

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
1)укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
2)целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
3)обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
4)развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
5)развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
6)пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
7)органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
8)приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
9)приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, т.к. важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Характеристики особенностей развития детей 5-6 лет

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенноначинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинаютпредъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить
до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок вкомнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьмиобщепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики,которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но икачества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрастедети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую частьвремени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнениястановятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения детиобъясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужскиекачества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерногоповедения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждениеправил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можноиногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»).
Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство(например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действиястановятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Детивнимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказамдрузей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого
возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеетотбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаютсяразличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые,у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела взависимости от пола ребёнка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошознает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, можетпоказать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Детишестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигурыдруг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величинебольшое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десятьтарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количестволожек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться впространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действоватьпо правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети ужемогут использовать несложные приёмы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованиемобобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 летможно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игрырождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают
способностьдействовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношениезвуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы,оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активнопополняется существительными, обозначающими названия профессий,социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий,прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношениелюдей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоватьсяпрямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологахспособны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениямиразнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступночтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встатьна позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, чтопозволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать)близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков идействий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского трудавыполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлятьвыбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится,обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданыпонятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояниялюдей, животных, борьба добра со злом.
Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся болееосознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собойизображение).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Образовательная деятельность организуется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательныхобластях: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие,речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношения объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физическихкачеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнениемосновных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становлениеценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, приформировании полезных привычек и др.).

2.2.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дошкольник входит в мир социальных отношений.
Задачи образовательной деятельности:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
2. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
3. Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживатьнепосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
4. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление кновым достижениям.
Содержание образовательной деятельности:
Эмоции.Знакомство с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях,интонации речи (радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение).Развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека. Понимание того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища; проявлять равнодушие к обиженному,слабому человеку.
Взаимоотношения и сотрудничество. Проявление доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладение при поддержкевзрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общегодела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата,выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям («Все работалидружно, вырезали много красивых снежинок, и теперь мы украсим ими нашугруппу»). Освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально -вместе со всеми. Оценка результатов совместных действий.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.Знакомство детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнение в использовании культурных формобщения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливообращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодаритьза помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению ксверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, неперебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении. Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения.
Семья. Обогащение представленийо семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшиеродственники по линии матери и отца.Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка,разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются всемье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейныхтрадиций, любимых занятий членов семьи. Представления о поведении вслучае болезни кого-то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье.
Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности:
1. Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. Воспитывать уважение иблагодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человекудля жизни.
2. Обеспечивать развитие самостоятельности и инициативы в труде, расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности посамообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников.
3. Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир. Конкретные профессии ивзаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общейструктурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда,инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.(Архитекторы проектируют новые здания и мосты; строители осуществляютзадуманное; шоферы подвозят строительный материал; менеджерыосуществляют продажу квартир.) Понимание роли современной техники иматериалов в трудовой деятельности взрослых.Уважение к труду родителей, представление о материальномобеспечении семьи, ее бюджете.
Самообслуживание и детский труд. Развитие самостоятельности всамообслуживании. Расширение объема процессов самообслуживания ихозяйственно-бытового труда (убрать игрушки, застелить свою постель,вытереть пыль, вымыть дома после еды чайную посуду). Освоение трудовыхпроцессов, обеспечивающих ребенку возможность с небольшой помощью
взрослого заботиться о своей одежде и обуви (почистить, высушить послепрогулки).Представления о роли самообслуживания в заботе о здоровье: важностьчистоты кожи, полоскания рта после еды. Участие в новых видах дежурства -по уголку природы, помощи педагогам при подготовке к занятиям. Освоениеспособов распределения коллективной работы по типу общего труда(объединение всех результатов детского труда в единый) и совместноговыполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одногоучастника труда к другому для выполнения действий.
Представления о ручном труде и конструировании. Освоение уменийсоздания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала иконструкторов, способов конструирования из бросового материала,изготовление игрушек в технике оригами.Хозяйственная помощь детей в семье (совместно со взрослыми мытьпосуду, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать совзрослыми в приготовлении пищи и уборке квартиры).
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Задачи образовательной деятельности:
1. Формировать представления детей об основных источниках и видахопасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения; оправилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода ипассажира транспортного средства.
2. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения вповседневной жизни на основе правил.
Содержание образовательной деятельности
Обогащение представлений о разнообразии источников и причинопасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях,опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купаниев незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животнымии пр.). Представления о последствиях неосторожных действий (ушиб,обморожение, ожог, укус и пр.). Освоение правил поведения на улице, припереходе проезжей части дороги. Знание сигналов светофора, указателейперехода улицы, остановок транспорта. Правила поведения с незнакомымилюдьми: вступать в общение только в присутствии и с разрешенияродителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей безсогласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.

2.3. Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитие воображения итворческой активности; формирование первичных представлений о себе,других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношенияхобъектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине иОтечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем домелюдей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектовокружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейшихзависимостях.
2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разныеспособы познания: обследование объектов, установление связей междуспособом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение поразным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам),
измерение, упорядочивание, классификация.
3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать,пояснять, приводить примеры и аналогии.
4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающемумиру (природе, людям, предметам).
5. Поддерживать творческое отражение результатов познания впродуктах детской деятельности.
6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах,гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилахвзаимоотношений взрослых и детей.
7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторыхособенностях человеческого организма.
8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.
9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народахмира.
Содержание образовательной деятельности
- Развитие сенсорной культуры
Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3—5
тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый...),
теплых и холодных оттенков.
Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; освоение умениявыделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур(стороны, углы, вершины).
Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книгатяжелее тетрадки).
Освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов.
Проявление умения сравнивать предметы, выделять 3—5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости,длительности; звуки родного языка).
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Развитие интереса к людям разного пола и возраста. Овладение пониманием особенностей проявления характерных мужских и женскихкачеств, умениями оценивать поступки людей разного пола с учетом гендерной принадлежности.
Освоение разнообразия мужских и женских имен, происхождения некоторых имен, имени и отчества. Освоение представлений о многообразиисоциальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимание труда людей какосновы создания богатства окружающего мира. Освоение представлений о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей.
Овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о своем городе (селе) - названия родного
города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основныхдостопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайшихулиц, назначении некоторых общественных учреждений города (села) - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.
Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, яркихисторических событиях, героях России.
Понимание многообразия россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса ксказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей.
Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой. Освоение представлений о других странах и народах мира.
Понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить.
Ребенок открывает мир природы
Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретныхживотных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятногосостояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).
Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери,
насекомые) по признакам сходства.Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигаетсяи т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.).
Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизниживых существ в определенной среде обитания.
Установление последовательности сезонных изменений в природе(смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни
растений,насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причинэтих явлений.
Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, наСевере).
Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей
животных в процессе роста.
Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин ихсовместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень,поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.).
Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека). Осознание
правил поведения в природе.
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такойже, как..; столько же, сколько...), порядка (тяжелый, легче, еще легче...), включения (часть и целое).
Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько
частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.
Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.
Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать поодному, освоение состава чисел из двух меньших.
Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования,пространственные и временные зависимости.

2.4. Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активностикак предпосылки обучения грамоте.
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.
7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза ипоэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция,средства языковой выразительности).
9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Содержание образовательной деятельности
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета,
этикета взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе); освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов,
позы; участие в коллективных разговорах, использование принятых нормвежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильнозадавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно,ориентируясь на задачу общения).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи
Освоение умений: самостоятельно строить игровые и деловые диалоги;
пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, почастям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и
косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводитьлогику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощьювоспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования:экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия),завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание); в повествовании отражатьтипичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильноиспользовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть»,существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель;солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик).
Развитие речевого творчества
Проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения иокончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя,по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементыречи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.
Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения; личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта,заботливость, верность и т. д.), его состояния и настроения, внутренние переживания;социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый,трудолюбивый, честный и т. д.), оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размераи других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т. д.).
Освоение способов обобщения - объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы,постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).
Освоение умения находить в текстах литературных произведений
сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха
Освоение чистого произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневногоречевого общения и при звуковом анализе слов; использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературныхпроизведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритмаречи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания). Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Освоение представления о существовании разных языков.
Освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»; звуковой анализ слова.Освоение умений: делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационновыделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определятьтвердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении; развивать мелкую моторику кистейрук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературныезагадки, басни) и прозаических текстов (сказки, сказки-повести, рассказы);проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием;понимание образности и выразительности языка литературных произведений; проявление интереса к текстам познавательного содержания(например, фрагментам детских энциклопедий).

СКАЧАТЬ РАБОТУ

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий