Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Разгадываем тайны узоров
Post Icon

Разгадываем тайны узоров

Автор: Алексеева Н. Ю., Узбекова С.Г., воспитатели МБДОУ «Детский сад №132» г. Чебоксары

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Прежде всего, человек должен любить свой родной народ, свою родину, свою землю, где он родился и вырос. Любить ее во всех ее проявлениях. У того народа, который не знает историю своего народа, свою культуру и свой родной язык, нет будущего. В народное искус​ство вложена душа народа.

Особенности народного творчества нашего народа, его ярко вы​раженный синкретический характер складывались долго и в процессе сравнительно интенсивного межэтнического культурного и историко-генетического взаимодействия с други​ми народами на протяжении долгих лет. Многим известно, что России приходилось часто отражать нападения врагов. Ведь Россия – страна богатая, красивая, и очень многие хотели бы владеть ею. [3] Основная цель взрослых – сберечь историю о событиях, которые проистекли, сформировать у ребят патриотизм, основанный на знакомстве с боевыми традициями нашего народа и монументами боевой славы, любовь к Родине и уважение к ветеранам.

Базу народного искусства чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Самым массо​вым видом творчества была вышивка: вышивала каждая женщина, девушка. Продуктами вышивки украшали и по сей день украшают мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т. п. [1]

В чувашской вышивке можно заметить сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотисто​го, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма.

Народная чувашская вышивка известна всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский ор​намент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не верит​ся, что вся эта красота сделана руками простых, крестьян. Ха​рактерные черты чувашской вышивки — это богатство и разно​образие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника ис​полнения и тонкое чувство ритма.

Чувашский народ начинал учить вышивать с с 6-7-летнего возраста. К 10-12 годам девочки начинали самостоя​тельно фантазировать и вышивать узоры. Вышивкой украшали женские рубашки, платья, головные повязки, поло​тенца, покрывала, мужские рубашки, свадебные платки и т. д. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебного наряда. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.[2]

Действительно, вышивка — достояние и гордость чуваш​ского народа и знакомство детей с высказываниями из​вестных людей о ней поможет им лучше это понять. «У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен и сто тысяч вышивок», - гово​рил великий чувашский просветитель Иван Яковлевич Яковлев. В этом мы убедились сами, побывав в музее чувашской вышивки с детьми и родителями. Чего только нет: вышитые полотенца, платья, блузки, костюмы. Имеются вышивки наших бабушек и дедушек, также и современных авторов. Например, работа Т. Шаровой «Три солнца» - широкое белое полотенце с крупными красными узорами на обоих концах очень заинтересовала нас. По рассказам экскурсовода, в своих размышлениях Г.Н. Волков, академик Российской академии образования, неоднократно трактовал смыслы, заложенные в композицию и узоры «Трех солнц». По его мнению, эти вышитые розетки могут означать Прошлое, Настоящее и Будущее народа либо символизировать вечную мечту чувашей о своей государственности: «… по краям симметрично Великая Болгария – на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, а в середине – наша надежда, наше будущее – Республика… Чувашская Республика. Это целое искусство, которое нужно изучать каждому из нас, это история, вышитая нитками и иголками, это наша история. И каждый уважающий себя гражданин должен знать, помнить и передавать эту историю другому поколению. [3]

«В чувашском орнаменте вышивки проявилась красота души и мудрость народа. Это богатое наследие является неиссякаемым ключом для последующих поколений, кото​рые могут на основе лучших его образцов творить новые вы​сокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства...», - сказал художник Чувашии М. С. Спиридонов. Чувашская вышивка жива и продолжает жить и в наше время. Хотя сейчас не каж​дая женщина занимается этим видом искусства, но все же есть в Чувашии и за ее пределами люди, которые продолжают дело наших пред​ков.

Чувашская вышивка и народный костюм — это националь​ные символы, в них нашли отражение разнообразные виды на​родного прикладного искусства, где ярко выражены художест​венно-эстетические вкусы народа, его нравственные устои, са​мобытное понимание устройства мира и его взаимосвязь с чело​веком. Вышивка в народном костюме возбуждает чувство красоты в душе каждого человека, неповторимости и оригинальности в художественном оформлении, соприкосновения с вечными за​конами мироздания. Знание традиций народного костюма на​много обогатит и расширит кругозор детей, позволит опре​делить ценности в духовной и материальной сфере жизни каж​дого, поможет понять многие современные тенденции и направ​ления в дизайне одежды.[4]

Сегодня проблема приобщения молодого поколения к на​циональной культуре приобретает особую остроту. За послед​ние годы в педагогической науке и практике было высказано немало идей, мыслей, предложены различные пути решения данной проблемы. Педагоги детских садов часто затрагивают эту тему.

Изучение чувашской вышивки в ДОУ можно организовать в непосредственно образовательной деятельности по восприятию декоративно-прикладного искусства эстети​ческого цикла: изобразительная деятельность – восприятие вышивки, рисование, лепка. По на​шему мнению, когда вся деятельность интегрирована, дети лучше понимают, быстрее схватывают новую тему, и конечный ре​зультат, практическая работа, выполняется с широким знанием темы.

Таким образом, целью изучения чувашской вышивки по изобразительной деятельности является расширение представления детей о чувашской национальной культуре, о многообразии художест​венных изделий в чувашском искусстве; развитие индивидуаль​ных способностей детей; передача детям традиций и техно​логии вышивки; привитие любви к чувашской куль​туре через творческое освоение сложившихся художественных традиций чувашского народа. В ходе этих занятий необходимо активно использовать межпредметные связи, эстетически на​правленное общение, обмен информацией и идеями. Художест​венно-наглядный материал, вопросы и проблемы, рассматри​ваемые с помощью произведений искусства, показывают и до​казывают синтетичность и эмоциональную нагрузку, пронизанность духовно-нравственным содержанием.

Литература:

1. Воробьев, Н. И. Чувашия. Этнографические исследования. Ч. 1 / Н. И, Воробьев и др. - Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1956.-109 с.

2. Голованёва, О. И. Методика преподавания раздела «Рукоделие»: кни​га для учителя / О. И. Голованёва, А. А. Ефимова, А. И. Калюшина. - Чебокса​ры : Чув. гос. пед. ун-т, 2007. - 86 с.: нл.

3. Иванов-Орков, Г.Н. Чувашские вышивки и куклы Т. Шаровой: книга-альбом / Г.Н. Иванов-Орков. – Чебоксары: Чуваш. кн. Изд-во, 2013. – 222 с.

4. Никитин, Г. А. Чувашское народное изобразительное искусство / Г. А. Никитин, Т. А. Крюкова. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1960. - 168 с.

Поделиться:

Оставить комментарий