Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Разговор о правильном питании» в ДОУ
Post Icon

«Разговор о правильном питании» в ДОУ

Авторы: Творческая группа: Вершинина Е. В., –заведующий, Калмыкова О. Н., – воспитатель высшей категории, Мерабишвили М. В.,– воспитатель высшей категории, Насырова Ф. З., – старший воспитатель высшей категории, Напойкина А. А., – воспитатель первой категории, Фролова Л. С., – инструктор по ФК высшей категории, Яркова Л. М., – воспитатель второй категории МБДОУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

Мы все знаем, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Одна из главных составляющих здорового образа жизни – это правильное питание. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого. На протяжении многих лет проблема правильного питания продолжает оставаться актуальной. Сегодня эта проблема должна интересовать практически всех. Заинтересовала она и нас.

Для решения этой проблемы, нами была выбрана образовательная программа «Разговор о правильном питании», разработанная специалистами института возрастной физиологии РАО.

Являясь экспериментальной площадкой Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования по апробации и внедрению новых здоровьесберегающих технологий в детском саду в рамках проекта по программе «Разговор о правильном питании», мы в ходе работы, столкнулись с тем, что методического пособия в помощь педагогам дошкольных учреждений нет. Поэтому под руководством научного руководителя опытно-экспериментальной работы, методиста Центра профилактики и здоровьесбережения СИПКРО, Наталии Вениаминовны Герасименко, творческая группа педагогов - экспериментаторов, разработала планы-конспекты непосредственно образовательной деятельности для работы с детьми подготовительной к школе группы. Результат - методическое пособие для работы по дополнительному образованию, адресовано руководителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также студентам - будущим воспитателям.

Цель – формирование у детей культуры питания как основы здоровья, здорового образа жизни.

Цель позволило сформировать следующие задачи:

1.​ Сформирование у дошкольников представление о здоровье как ценности человека и об основных правилах питания, способствующих сохранению здоровью человека.

2.​ Добиться сотрудничества родителей в вопросах организации здорового питания детей.

Раскрыты 18 тем, 18 комплексов, направленных на формирование у дошкольников основных представлений о правильном питании, поведенческих навыков и осознанного отношения к своему здоровью, с учётом интеграции образовательных областей:

1.​ Если хочешь быть здоров.

2.​ Самые полезные продукты

3.​ Как правильно есть.

4.​ Удивительные превращения пирожка.

5.​ Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной.

6.​ Плох обед, если хлеба нет.

7.​ Время есть булочки.

8.​ Пора ужинать.

9.​ Веселый этикет

10.​ Идем в гости.

11.​ Где найти витамины весной.

12.​ На вкус и цвет товарищей нет.

13.​ Как утолить жажду.

14.​ Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

15.​ Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

16.​ Всякому овощу – свое время.

17.​ Мясо-рыба-морепродукты.

18.​ Праздник урожая.

В перспективном планировании образовательная деятельность запланирована 2 раза в месяц, рекомендуется проводить во второй половине дня, без усложнения и увеличения нагрузки на детей, в кружке «Здоровячок». При разработке учитывались основные принципы современных здоровьесберегающих технологий, особенности развития детей дошкольного возраста, нормы и рекомендации базовой образовательной программы воспитания и обучения в ДОУ.

Для того чтобы организованная деятельность была интересной и эффективной предлагается педагогам использовать разнообразные виды деятельности: игровая и познавательная, опытно – экспериментальная, и досугово–развлекательная, продуктивная и трудовая, спортивно – оздоровительная и театрализованная.

Следует помнить, что дети лучше запоминают материал, если им интересно или, когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, решают кроссворды, отгадывают загадки. Каждая тема должна обсуждаться с детьми в повседневной жизни в разных ситуациях.

Рекомендуем, предложенные в конспектах игры, выносить в режимные моменты, для закрепления материала. Мы предлагаем использовать в работе с детьми дидактические игры, составленные нами: «Знаки разрешающие и запрещающие» (разрешается употреблять полезные продукты, запрещается – не полезные для здоровья), «Полезные и вредные продукты» (результат – дети понимают, не всё вкусное полезно), «Разложи продукты по разноцветным тарелочкам» (детям предлагается разложить картинки по тарелочкам: на зелёную – полезные продукты, ежедневного рациона, на жёлтую – полезные продукты, присутствующие на столе не каждый день, на красную – не очень полезные для здоровья продукты (полезный продукт – друг здоровью, не полезный – враг здоровью. «Соедини продукт с витамином» (знания о пользе витаминосодержащих продуктов вызывает желание их употреблять). «Часы здорового питания» (показывают продукты ежедневного рациона, какой витамин содержится в продукте, в какое время лучше употреблять), «Рацион питания» (какие продукты и в каком количестве, в соотношении, человек должен употреблять в пищу в день – ежедневный рацион).

В методическом пособии педагоги также найдут перспективное планирование образовательной деятельности в режимных моментах и взаимодействие с семьёй воспитанников. Программа предполагает активное включение в работу родителей. Поэтому, непосредственной работе по программе предшествует работа с родителями в плане их просвещения по вопросам сбалансированного детского питания. Ведь здоровье ребенка зависит и от уровня осведомленности родителей. Составлена анкета для родителей: «Что изменилось в семье после знакомства с программой «Разговор о правильном питании»

Кроме того, результатом практической работы педагогов-экспериментаторов стала:

​  разработка конспектов совместных мероприятий детей, родителей и педагогов;

​  мониторинг планируемых результатов, где представлены диагностические карты с заданиями, методические рекомендации по проведению и таблица результатов, где суммируются баллы, и выявляется уровень знаний и умений ребёнка;

​  демонстрационный, раздаточный материал, куда входят необходимые картинки с изображением продуктов питания, блюд, персонажей, ребусы.

Какие плюсы пособия:

​  не надо искать материал, всё имеется в конспектах и прилагается в демонстрационном материале;

​ прилагается мониторинг, демонстративно-дидактический материал.

Предполагаемые результаты:

- вырастет заинтересованность детей и взрослых в сохранении и укрепления здоровья, уровень культуры детей и взрослых в области правильного питания;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.

Надеемся, что представленный материал вызовет интерес и будет полезен в практической работе в ДОУ, поможет сформировать у дошкольников полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения.

Наше пособие было представлено на:

1. XI Международную научно-практическую конференцию «Здоровое поколение – международные ориентиры XXI века»

2. Региональный Фестиваль педагогических идей работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования «Социальное партнерство».

3. Областные и городские семинары.

4.​ Городской Марафон и Ярмарке педагогических идей.

5.​ Конкурсы различного уровня: результат - призовые места.

На всех мероприятиях наше пособие вызвало интерес педагогов детских садов и получало высокую оценку.

Рецензент: Матасова И.Л. канд. пс.н., доцент СФ ГБОУ ВПО МГПУ, и.о.зав. кафедрой методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы СИПКРО.

Поделиться:

1 комментарий

  1. Юлия:

    Большое вам спасибо!

Оставить комментарий