Вы находитесь здесь: Главная > Презентации > «Развитие фонематического анализа и синтеза»
Post Icon

«Развитие фонематического анализа и синтеза»

Автор: Полевская Э. Ю., учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №62 муниципального образования город Новороссийск

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

  • Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.

  • Закрепить навык образования обратных и прямых слогов с использованием схем символов звуков.

  • Выделять звук на фоне слога.

  • Продолжать формировать умение определять место звука Ш в слове.

  • Закрепить навык слогового анализа.

  • Автоматизировать звук словах.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать внимание, память.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование:

Магнитная доска с магнитами, пальчиковый театр: мама Мыша, мышонок Миша, лягушка, петушок, дедушка. Игрушки: цыплёнок, кошка, мышка, заяц, петушок. Прищепки, картинки для дыхательной гимнастики. Картинки со звуком Ш. Карточки с символами гласных звуков: А, О, У и Змея – Ш. Картинки – отгадки к загадкам: кошка, мышь, шмель. Змея, разделённая на 3 части.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришёл в гости мышонок Миша.

Жил-был мышонок Миша.

Чей это детёныш?

А жил он в норке и шуршал:

Ш – Ш – Ш

ША – ША – ША

ШО – ШО –ШО

ШУ –ШУ –ШУ

  1. Артикуляционная гимнастика

  • «Наказать непослушный язык»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

  • «Сделать язык широким»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

  • «Приклей конфетку»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.

2. Рот открывать не шире чем на 1,5 - 2 см.

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

  • «Грибок»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку)

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«Загнать мяч в ворота». Описание упражнения и методические указания см. во втором комплексе.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий