Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Развитие интереса к литературе и чтению у дошкольников
Post Icon

Развитие интереса к литературе и чтению у дошкольников

Автор:

Что поможет сформировать устойчивый интерес ребенка к чтению и литературе? В зависимости от возраста ребенка процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого усвоения текста. Чтение должно быть ежедневным.

Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Это достигается подбором интересной, доступной ребенку литературы, выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста. А для этого ему необходимо помочь проанализировать, обдумать прочитанное, необходимо, если потребуется, скорректировать его восприятие. После чтения текста необходимо немного помолчать, оставить ребенка наедине с услышанным, дать простор для работы воображения.

Восприятие – это творческий процесс, начинающийся эмоциональной реакцией на произведение. В. Г. Белинский назвал ее “стадией восторга”. Чтобы ребенок пережил эту стадию, необходим этап подготовки к восприятию, соответствующий настрой на слушание. Это может быть пересказ отдельных интересных моментов из биографии писателя; пересказ краткого, но занимательного отрывка из произведения, прерванный на самом интересном месте предложением прочесть всю книгу; выразительное чтение взрослого и т. д.

Восприятие – это процесс, тесно связанный с возрастом, взрослением ребенка, его читательским опытом. Поэтому всегда нужно помнить о доступности текста, его смысле и объеме не вообще, а относительно возраста.

Когда ребенок научится читать сам - важно, чтобы у него появилось желание читать больше. В основе этого желания лежит, прежде всего, способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т.е. такая сторона навыка чтения, как осознанность или качество усвоения прочитанного. Именно качество усвоения прочитанного (осознанность) занимает ведущее, главенствующее место в навыках чтения. Ребенок может читать бегло, но не понимать прочитанного, но самое главное в чтении – это качество усвоения. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание.

Расширение словарного запаса – ежедневная, постоянная работа, которая длится у человека всю жизнь. Поэтому, работая над словарем, обращайтесь не только к активному речевому запасу (тем словам, которые ребенок постоянно использует), но и пассивному (т. е. к тем словам, которые хранятся в памяти). Стимулируйте его к употреблению в речи слов, которые он знает, но использует их редко. Занимайтесь расширением словарного запаса не только на занятиях, но и на улице, во время игр, просмотра телепередач и т. д., привлекая внимание ребенка к новым незнакомым словам и объясняя их значение.

Поделиться:

Оставить комментарий