Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Развитие лексико-грамматического строя речи и плавности связной речи в группе для детей с заиканием «Лето. Цветы»
Post Icon

Развитие лексико-грамматического строя речи и плавности связной речи в группе для детей с заиканием «Лето. Цветы»

Автор: Словохотова Лариса Геннадьевна, учитель-логопед  высшей квалификационной категории МБДОУ «детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»

Интеграция образовательных областей: 

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическое развитие». 

 

1.Лексическая тема: "Лето. Цветы" 

  1. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными.
  2. Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза.

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: 

  1. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов; 
  1. Развивать навыки слогового анализа и синтеза слов; 
  1. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными; 
  1. Развивать чёткость дикции, закреплять правильное произношение поставленных звуков; тренировать плавность в предложениях; 
  1. Расширять и обогащать словарь детей по лексической теме "Лето. Цветы"; 
  1. Развивать мелкую и общую моторику у детей; 
  1. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление). 

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 

  1. Закрепить знания детей о цветах: полевых, садовых, первоцветах. 
  1. Закрепить знания детей о лете. 
  1. Закреплять умение пересказывать. 

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности; 
  1. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности; 
  1. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий. 
  1. Воспитывать любовь к природе. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: 

  1. Словесные - беседа, вопросы, объяснение, пересказ. 
  1. Наглядные - демонстрация картинок. 
  1. Игровые –  дыхательная гимнастика «Ах, как вкусно!», физкультминутка «Раз, два, три, выросли цветы.» - координация речи с движением, дидактические игры : «Букеты в вазы собирай и цветочки посчитай», "Мы цветы приберем, слоги в них назовем", «Слова заблудились». 
  1. Практические 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение стихов, рассказов о лете, о цветах. 

 

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  1. Бабочка на магните с заданиями;
  2. Картинки с изображениями полевых, садовых цветов, первоцветов.
  3. Гусеницы (для фонематического разбора слова);кружки синего, зеленого,    красного цветов.
  4. Вазы из бумаги;
  5. Сюжетные картинки"На лугу";«Лето» 
  6. Вырезанные цветы, искусственные цветы.

 

ХОД  ООД: 

 

I Организационный момент. 

  1. Активизация словарного запаса по теме "Лето. Цветы" 
  1. Дыхательная гимнастика. 

 

Л- Здравствуйте, ребята! Какое сейчас идет время года? 

Д:-Весна! 

Л.- А какое наступит затем? (Ответы детей) 

-Назовите летние месяцы. 

Д:-Июнь, июль, август. 

Л:- Посмотрите на картину. Скажите, что вы видите на ней? 

Д:-На лугу цветут цветы. 

Л:-А какие бывают цветы? 

Д:-Полевые, садовые. 

Л:-Давайте с вами представим, что мы на лугу. Чувствуете ароматы луговых трав и цветов?  

Выполняется дыхательная гимнастика (вдох носом-выдох открытым ртом; поочередно: вдох одной ноздрёй, другая закрыта,-выдох открытым ртом; вдох носом-выдох со словами «Ах, как вкусно!») 

 

IIТема занятия 

 

-Итак, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? 

-Верно, о цветах и о долгожданном и любимом лете. 

-А чтобы говорить красиво, плавно и правильно давайте потренируем наши губы и язычок, сделаем гимнастику. 

Артикуляционная гимнастика. (Общий комплекс упражнений). 

 

III Основная часть. 

 

  1. Развитие грамматического строя речи, уточнение словаря по теме "Цветы", согласование числительных с существительными. 

Л:- Ребята, посмотрите, к нам в группу залетела необычная бабочка. У неё есть для нас задание. 

(логопед читает задание). 

Л:- Поставьте цветы в вазы, корзину. В первую вазу посчитайте и поставьте садовые цветы, во вторую вазу - полевые цветы, в третью корзину - первоцветы. 

Букет первоцветов: 2 ландыша, 6 подснежников, 3 одуванчика, 5 фиалок. 

Букет садовых цветов: 2 лилии, 2 пиона, 5 гвоздик, 3 розы, 4 тюльпана, 5 ирисов, 1 нарцисс. 

Букет полевых цветов: 2 ромашки, 3 василька, 4 колокольчика, 3 клевера. 

Игра «Букеты в вазы собирай и цветочки посчитай». 

 

   2.  Развитие слогового анализа и синтеза 

Игра "Мы цветы приберем, слоги в них назовем". 

- Ребята, к нам снова прилетела бабочка с заданием. Она просит опять поставить цветы в вазы. Но правило будет другое: 

в первую вазу (с цифрой 2) нужно поставить цветы, в названиях которых 2 слога, а во вторую вазу ( с цифрой 3) - цветы, в названиях которых 3 слога. Не забывайте правило, сколько гласных в слове, столько и слогов! 

- роза - ромашка 

- пион - лилия 

- тюльпан - василёк 

- нарцисс - гвоздика 

- ирис - фиалка 

-мимоза- ландыш 

 

  1.    Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, правильное произношение, плавность речи) 

- Бабочка опять появилась с заданием (логопед читает). Бабочка спрашивает, знаете ли вы скороговорки про цветы? 

Посадила Лилия Вырастут у Розы Поливает тюльпаны 

На балконе лилии, В огороде розы, В палисаднике Оля 

Но забыли лилии, Розовые, красные, И на пальцах от лейки 

Видно, не полили их. Все цветочки разные! Появились мазоли. 

    

  1. Физминутка.

Игра на  развитие общей и мелкой моторики 

- Ребята, бабочка принесла нам еще задание. Она спрашивает, знаете ли вы  физминутки про цветы? 

 

Раз, два, три - выросли цветы (дети маршируют на месте) 

К солнцу потянулись высоко, высоко! (тянут руки вверх) 

Цветам тепло и хорошо! (качают поднятыми руками) 

Колокольчики, ромашки! (Загибают пальцы на двух руках) 

Незабудки! Васильки! 

Босиком и без рубашки (шагают на месте) 

Ходим мы, плетём венки! (шагают на месте, имитируют плетение руками) 

 

  1.   Развитие фонематического анализа и синтеза слова 

- Ребята, посмотрите на букет цветов. Опять бабочка принесла задание. Она просит отгадать загадку. 

Пышный, круглый, как кочан, 

Головой нам покачал. 

Летом расцветает он, 

Замечательный ... (ПИОН) 

- Составьте схему слова ПИОН. Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Какой последний звук? Сколько всего звуков? Сколько всего слогов в слове? Как  вы догадались? 

(дети выкладывают схемы слова, отвечают на вопросы логопеда) 

 

  1. Тренировка плавности речи в предложении. Закрепление знаний о лете. 

Логопед: А теперь я вам загадаю загадку. 

 

Солнце печёт, 

Липа цветёт, 

Рожь поспевает. 

Когда это бывает? 

Дети: Летом! 

 

Какие приметы лета вы знаете? 

(Летом становится жарко, 

идут тёплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу,  

летние дни самые длинные, а ночи короткие, 

на лугах цветут цветы, поспевают ягоды,  

порхают бабочки, летают стрекозы, 

у птиц появляются птенцы,  

взрослые берут отпуска и едут отдыхать на море). 

  1. Составление предложений. 

Игра «Слова заблудились». 

Логопед: Ребята, сейчас я вам прочитаю слова. Из этих слов нужно составить предложения. А затем пересказать составленный рассказ. 

«Лето». 

Лето, жаркий, наступить. 

Солнышко, на, ярко, светить, небо. 

На, цветы, клумбах, красивые, распускаться. 

И, порхать, бабочки, стрекозы. 

Гроза, радуга, после, небо, на, появляться. 

  1. Пересказ «Лето». 

Дети самостоятельно пересказывают рассказ. 

Наступило жаркое лето. 

На небе ярко светит солнышко. 

На клумбах распускаются красивые цветы. 

Порхают бабочки и стрекозы. 

После грозы на небе появляется радуга. 

  1. V.Итог занятия.

Л:- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо? 

В чем вы видите хорошее? 

Д:- (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость.) 

Л:- В чем — плохое? 

Д:- ( Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.)  

Л:-Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого?  

Д:-(Плохого) 

Л:-Какими цветами лучше любоваться?  

Д:-(Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на клумбе.) 

 

Логопед  читает стихотворение:
Нам нужно над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать их и топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И  доброе лицо свое им показать. 

 

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий