Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Post Icon

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Кириллова Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ ЦРР Детский сад № 50 «Непоседа» г. Новочебоксарск

Ключевые слова: познавательная активность, дошкольник, экспериментирование.

Аннотация: В статье даются подходы ученых к понятию «познавательная активность», выявлены  возрастные особенности старшего дошкольного возраста,  определены основные направления деятельности воспитателя по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

 

 В настоящее время Концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательной активности, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой.

На современном этапе проблема развития познавательной активности дошкольников остается одной из актуальных в дошкольном образовании, поскольку активность является непременным условием для формирования качеств умственных и личностных, а также самостоятельности и инициативности.

Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. Познавательную активность  ученые понимают по-разному.

В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности,  третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.

Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности - активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы (2).

Ряд ученых (А.Г. Литвак,  А.Р. Лурия,  М.С.Певзнер, В.И.Селиверстов) рассматривают познавательную активность, как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Г.И. Щукина  определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания (3). Качеством личности «познавательная активность» становится,  при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом. Известно, что познание - главная деятельность дошкольников, это процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность» (1).

В современных исследованиях подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие познавательной активности и инициативы у дошкольников, заложить механизмы саморазвития и самореализации.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются психофизические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении умениями, навыками и знаниями. Основой для формирования мотивов учебной деятельности является любознательность и познавательный интерес, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию. Активность дошкольников нельзя оценивать только за уровнем усвоения ними социально заданных нормативов. Особое значение приобретает способность ребёнка самостоятельно организовать себя, реализовать собственный замысел, выработать собственное суждение по поводу кого-то или чего-то, обосновывать и отстаивать свою мысль, проявлять изобретательность, фантазию, элементарное рационализаторство, объединять разные впечатления- с жизни и книжки… Активность ребёнка проявляется в его стремлении самостоятельно что-то переделать, изменить, открыть, узнать.

Проанализировав работу по развитию познавательной активности детей в дошкольных образовательных учреждениях,  пришла к выводу, что необходимо использовать эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.

В работе по развитию познавательной активности дошкольников воспитатель может использовать  следующие направления: формирование экспериментальной активности дошкольников; развитие творческой инициативы детей в повседневной жизни.

Основная задача первого направления – использование экспериментальных методов обучения. Это не увеличение количества знания, а путь их расширения, концентрации вокруг наиболее значимых аспектов, осознанная творческая деятельность ребёнка.

Экспериментальная деятельность формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям.

Для развития этого вида деятельности и для приобретения навыков работы с простейшими исследовательскими приборами в группе необходимо оборудовать мини лабораторию. Лаборатория необходимо постоянно пополнять новым экспериментальным материалом. Каждая неделя может быть  посвящена определённой познавательной теме: «Природа», «Полезные вещи», «Животные и растения», «Космос» и другие. После Проведение занятий по предложенным тематикам способствует возникновению множества вопросов у детей, в основе которых лежит познавательный мотив. Педагог не должен торопится с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Специальные исследования показывают, что важнейшим психолого-педагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей и отношение их к заданиям и занятиям, является та атмосфера, которая сопровождает весь ход занятия, от его начала и до конца. Дружное сотрудничество снимает напряжение у детей, помогает установить с ними тесный контакт, предвидит совместный поиск неизвестного. Используя вопросы, разнообразные ситуации, взрослый направляет поисковую деятельность ребёнка, корректирует её. Тут играет роль всё - мимика, жесты, эмоции. Педагог ведёт детей, но они не должны замечать этого, иначе авторитарное общение возьмёт верх и активность будет проявляться только на репродуктивном уровне (ребёнок будет иметь нестойкий интерес к познанию, легко отвлекаться, повторять всё за образцом, а от самостоятельного поиска отказываться).

Задача второго направления заключается в развитии интересов к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, стремление к систематизации конкретных материалов вещей.

Эффективным средством повышения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определённому познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, но в то же время, мы знаем, что ребёнок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлён. К ситуативной мотивации относятся взаимодействие с самим педагогом. Если ребёнку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольника.

И ещё, необходимо знать, что нельзя отрицательно оценивать дошкольника, результаты его деятельности. Ребёнок имеет право на ошибку, т.к. он только учится, и учится на своих ошибках, а не на чужих. Наше задание - выяснить. Установить причины ошибок, чтобы находить возможности их исправления.

Литература:

  1. Марусинец М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 1999, №11,12, с. 7-9.
  2. Руссова С. Теория и практика дошкольного воспитания, Львов-Краков-Париж, Просвещение,1993, с. 17.
  3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе, М., Просвещение, 1979, С. 160.

Поделиться:

Оставить комментарий