Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами природы (сообщение из опыта работы)
Post Icon

Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами природы (сообщение из опыта работы)

Автор: Метелева Жанна Михайловна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №66" г. Нижнекамск, РТ

У детей пятого года жизни есть некоторые знания о растениях, их внешнего вида и необходимого ухода за ними. Дети могут уже использовать некоторые приемы ухода.  В этом возрасте у детей знания углубляются и расширяются.

                                Мы детей систематически привлекаем к выполнению трудовых поручений, при организации труда даем поручения: один ребенок поливает растения, второй протирает листья или горшок для другого растения. Например,: мы провели наблюдение за комнатным растением бальзамин (огонек) в понедельник утром после двухдневного перерыва в поливе растения. Одно растение полила за час до наблюдения (без привлечения детей). К моменту наблюдения политое растение уже стало в нормальном состоянии, другое увядшим, с опустившимися листьями. Мы рассмотрели растения, сравнили, выявили различия в их состоянии. Затем, обследовали почву, обнаружили, что одно полито, другому недостаёт воды. Обильно полили растение, оставили его. После прогулки провели повторное наблюдение, в котором, сравнили оба растения, дети обнаружили, что состояние у них одинаково хорошее. После этого сделали вывод о потребности растений в воде и о своевременном удовлетворении этой потребности (поливе). Здесь мы предлагаем подумать и ответить какое растение надо полить, а какое не требует полива. Почему?

Дети выполняют работу под нашим руководством. Для того чтобы расширить представление детей мы использовали беседы на тему «Уход за комнатными растениями», «Строение растений»; и дидактические игры: «Какого растения не стало»

 - «Похожи - не похожи» Цель: Развивать у детей умение обобщать, выделять предметы; - «Что будет, если …?» Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять растения. Развивать умения делать выводы и умозаключения.

- «Цветы». Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные растения.

Труд сочетаем с наблюдением: предлагаем назвать у какого растения появились новые листья, бутоны и цветы здесь мы провели опыт «Как развивается растение". На примере Бальзамина. На первом этапе рассмотрели с детьми сам комнатный цветок: форму, окрас листьев, длину стеблей. На втором этапе рассказала, что этот цветок можно размножить и каким образом. Срезали у растения верхушечный черенок длиной 5-7 см (цветок не должен цвести) и поставили в стакан с водой. Дали постоять отросткам в стакане несколько дней до тех пор, пока не появились корни (7 дней). Затем уже ростки с корнями посадили в горшок с влажной землёй. В дальнейшем наблюдали за растением и увлажняли периодически почву. Дети с интересом участвовали в выращивании растения, с готовностью выполняли указания по уходу за ним, охотно наблюдали за цветком, замечали изменения.

На основе наблюдения за растениями мы учим детей устанавливать простейшие связи и зависимости.

    Руководя трудом детей напоминаем приемы работы по уходу за растениями. Например: поливать аккуратно, ставить носик лейки на край горшка и лить воду нужное количество.

    Протирать листья подкладывая одну руку вниз листочка, а другой протирать сверху влажной тряпкой.

    В итоге дети повторяют последовательность выполнения задания.

    Дети знают несколько названий растений: называют их части: стебель, ствол, листья, цветы. Умеют описывать растения, форму листьев (овальные, круглые, большие, маленькие).

    Учим детей отмечать сходство и отличие по окрасу листьев и цветов. Даем знание, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по-разному в зависимости от времени года. Формируем интерес и любовь детей к растениям, любознательность и наблюдательность.

В этом году мы провели наблюдение и сделали словесные выводы, на следующей год планируем вести календарь наблюдений, где дети будут уже делать зарисовки.

Поделиться:

Оставить комментарий