Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации, Логопеду, Работы конкурсов > Развитие правильной речи ребёнка – важное условие умственного воспитания, обучения грамоте и подготовки к школе.
Post Icon

Развитие правильной речи ребёнка – важное условие умственного воспитания, обучения грамоте и подготовки к школе.

Деминова Елена Юрьевна, учитель-дефектолог МБДОУ д/с №67 г. Белгорода

«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» (Георг Вильгельм Фридрих Гегель)

Речь - самая необходимая основа для мышления. Она участвует в формировании мыслей, регулирует наше поведение, определяет социальную направленность  человека.

Речевые отклонения могут  повлечь за собой и отклонение в мыслительной деятельности. Недостатки речи находят проявление во всех сферах детской жизни. Плохо говорящие дети часто не понимают друг друга, из-за этого капризничают, уходят в себя, т.е. становятся замкнутыми и необщительными.

Особенно большие трудности возникают во время обучения грамоте, если ребёнок приходит в школу с дефектами речи. Несформированная языковая система сдерживает процесс усвоения  чтения и письма.  Детям трудно слить слоги, слоги- в слова; непонятными остаются правили     грамматики. Нередко такие дети вынуждены проходить повторный курс в одном и том же классе.

Речь ребёнка формируется постепенно. Но к 5 годам дети практически овладевают всеми формами языковых средств, почти полностью формируется звуковая система, достаточный для общения словарь и грамматический строй. Но бывает что в силу, каких-то причин, дети этого возраста  имеют дефекты произношения. Различают три вида неправильного произношения: а) пропуск звуков; б) замена; звуков в)искажение. Особенно характерно дети не дифференцируют звуки: свистящие- шипящие.

Поэтому в детских садах  во время непосредственно образовательной деятельности в старших группах  детей нужно обучать деференцировать звуки, уметь выделять звук из слова, определять место звука в слове                (в начале, середине, конце), то есть большое значение имеет развитие фонематического слуха. Упражнять в составлении предложений  из 2-4 слов и членением  простых предложений  на слова с указанием  их последовательности. Учить делить слова на слоги  и из слогов составлять слова.

Дети, пришедшие в школу с нарушением произношения звуков, страдают нарушением письма (дисграфия). Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи в начальной школе.   Она является серьёзным препятствием в овладении учащимися школьной программой. В основе нарушения письма  лежит нарушение звукового анализа и синтеза слогов. Оно выражается  в том, что ученик воспринимает  слово, целиком глобально, опираясь  на смысловую сторону  и не воспринимая фонематической стороны, то есть определённой последовательности  звуков в слове. При нарушении синтеза  ученик не может из заданного ряда (букв) звуков составить слово. Дисграфия связана  как с нарушением  фонематического слуха, так  и с нарушением звукопроизношения. На письме отражаются смешения и замены звуков, смешение свистящих и шипящих, соноров, звонких и глухих согласных . Аффрикаты: Ч,Ц,Щ.

При нарушении звукового восприятия и анализа слова на письме, отмечаются многочисленные пропуски  букв и слогов, а так же их перестановки. Это приводит к тяжёлой степени нарушения письма.

Выраженная форма дисграфии отражает широкое нарушение речевого развития, охватывающее и звуковую сторону речи  и лексическую и грамматическую. Словарь дисграфиков беден. Вот почему нужно чётко  и конкретно сформулировать задачи  по обучению детей звуковой культуры речи, грамматическому строю, связной речи и обучению грамоте.

В старшей и подготовительной группах можно проводить упражнения и игры, в которых внимание детей специально обращается на слово «слово».

Можно использовать стихи  Е. Серовой из её книги «Подскажи словечко»

Гладко плавно лился стих

Вдруг споткнулся и притих,

Ждёт он и вздыхает!

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк как речка,

Помоги ему чуть-чуть

Подскажи словечко.

Говорю я брату : -Ох,

С неба сыплется горох

Вот чудак, - смеётся брат,-

Твой горох ведь это (град)

Стихотворение Токмаковой «Плим»:

Ложка- это ложка

Ложкой суп едят

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

Показав детям, как можно  изобразить  словесный состав предложения, педагог может дать детям задание самим составить  схему. Формы работы могут быть разными:

1.Составление одним ребёнком схемы предложения, сказанного воспитателем.

  1. Составление схемы такого предложения другими детьми.
  2. Один ребёнок произносит предложение, другой (или все дети) составляют схему.
  3. Воспитатель чертит схему на доске, дети составляют по ней разнообразные предложения.

При ознакомлении со слоговым строением слова можно использовать следующие формы работы:

  1. Схематическое изображение слогового состава анализируемого слова.
  2. Подбор слов с определённым количеством слогов.

3.Поббор слов с определённым слогом:( ма,ба,ка) Место слога может быть заданным.

  1. Подбор слов начинающихся с определённого слога ( ма- машина)
  2. Перестановка слогов в слове (мышка-камыши).

Игра « Стук, да стук, найди слово милый друг». «На картинку посмотри, ответ правильно скажи». и т.д.

В обучении детей слоговому анализу слова должно входить и элементарное  ознакомление их с ударением.Ударение одно из важнейших признаков слова, как звукового явления, одно из важнейших его свойств. Ударение организует слово в звуковое единство. Даже не выдвигая специальную задачу - обучить детей понимать термин «ударение», педагог может дать детям самые первые представления о том, что слоги (части) в слове произносятся неодинаково один из них более заметный, слышится лучше.

Стихотворение Козловского «Ударение»:

Мне слово «чудно»

Изменить не трудно.

Поставил ударение на «о»

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

Список используемой литературы:

  1. Н.В. Новоторцева «Развитие речи детей», Москва 2011г.
  2. Ф.А. Сохин « Развитие речи детей дошкольного возраста», М., «Просвещение», 1979г.
  3. Л.Е. Журова «Обучение грамоте в детском саду»,М., «Педагогика»,1978г.

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий