Вы находитесь здесь: Главная > Логопеду > «Развитие речи детей 2 – 3 лет»
Post Icon

«Развитие речи детей 2 – 3 лет»

Автор: Лескова Наталья Александровна, Воспитатель МБДОУ детский сад с. Грудцино, Павловского района, Нижегородской области

Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательного процесса, поэтому и условия создаются разнообразные. В методике обучения родному языку в детском саду приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Ведущей формой является обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных предметов передать ребенку необходимые сведения об окружающем, словарь, сформировать речевые умения и навыки. Занятия по развитию речи в соответствии с «Программой воспитания и обучения» проводятся с детьми третьего года жизни 3 раза в неделю. Для проведения занятия надо создать необходимые условия: усадить детей на стулья полукругом (можно за столы), чтобы все дети хорошо видели воспитателя и предметы (картинки, картину), которые он показывает. Следует исключить все отвлекающие детей моменты (убрать клетку с птицей, отсутствие других работников, музыка). Дети должны сидеть так, чтобы не задевать друг друга, чтобы легко возбудимые оказались рядом со спокойными детьми. Предметы, картинки и другие пособия должны быть яркими, красивыми, крупного формата, расположенными на уровне глаз ребенка на расстоянии 2-1,5 метра.

Как уже отмечалось, речь ребенка формируется в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью, и в эти моменты взрослый должен целенаправленно влиять на развитие речи ребенка. Детей следует учить обращаться к взрослым, сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать свою помощь, пригласить сверстника, взрослого посмотреть что то, вместе сделать что – то. Большое значение имеет речь воспитателя, умение разговаривать с детьми. Речь должна быть четкой, выразительной, неторопливой, эмоциональной. Слова и фразы сказанные детям должны быть грамотными, не случайными, внятными и понятными детям. Любой разговор с детьми должен быть обстоятелен, деловой, всерьез. Дети очень хорошо реагируют на настроение педагога, интонацию, жесты.

Работа с родителями

Тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. На данном возрастном этапе идет бурный процесс развития речи, и некоторые несовершенства детской речи вполне закономерны. Некоторых родителей беспокоит то, что их сын или дочь неправильно произносит слова, не выговаривает звуки, переставляет в словах слоги, не может достаточно четко отвечать на вопросы. Им следует разъяснить, что освоение ребенком звуковой системы родного языка – процесс длительный, и не все звуки дети на третьем году жизни могут произносить правильно. Я пытаюсь объяснить родителям, почему общаясь с детьми следует избегать крикливой, громкой, раздражительной речи, о недопустимости употребления без надобности упрощенных слов («бибика» вместо «машина»), подделываться под детскую речь, и что ошибки ребенка исправлять нужно неназойливо, в спокойном тоне.

В течении года проводится большая работа с родителями:

1.Рекомендации;

2.Беседы (индивидуальные);

3.Консультации (индивидуальные и групповые);

4.Советы, какие почитать книги, рассмотреть иллюстрации;

5.Совместное изготовление поделок, дидактических игр;

6.Пропаганда опыта семейного воспитания (анкеты для родителей);

7.Папка – передвижка в родительском уголке «Учим говорить правильно»;

8.Предложение поиграть с детьми дома в выходной день в те или иные игры «Что звучит?», «Кто кричит?», «На чем играю?», «Кто позвал?»;

9.Одно из четырех родительских собраний полностью посвящено теме «Развитие речи детей третьего года жизни»;

10.Подборка статей из журналов, газет, книг на актуальные темы о развитии речи детей.

Консультации ( индивидуальные и групповые)

1.цель: «Общение со взрослыми – одно из важнейших условий развития речи ребенка»

2.цель: «Разговариваем с малышом на «взрослом» языке ( без сюсюкания и уменьшительных слов)»

Беседы:

1.цель: «Как правильно организовать дома игры с малышом»

2.цель: «Какие почитать ребенку книги в выходной день»

3.цель: «Какие игрушки покупать ребенку»

Поделиться:

Оставить комментарий