Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста методом мнемотехники в условиях ДОУ»
Post Icon

«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста методом мнемотехники в условиях ДОУ»

Автор: Украинская Н. И., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Ромашка» пгт. Усть-Абакан, Республика Хакасия

Актуальность Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

При работе с детьми мной было замечено, что они без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

На основе изученной проблемы был создан проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста методом мнемотехники в условиях ДОУ» (лексическая тема «Зима»)

Цель: Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.

Задачи:

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

5. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

Сроки реализации проекта: с декабря 2013 г. по февраль 2014 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап - информационно - аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.

2 этап - проектировочный: составление развивающих игр, дидактического материала и пособий (таблиц) на развитие речи детей методом мнемотехники.

3 этап – диагностико-аналитический.

Мероприятия

Инновационные технологии

Прогнозируемый результат

1. Обследование речи дошкольников

2. Создание картотеки мнемотаблиц

3. Мероприятия с детьми:

  • Работа с мнемотаблицей на слово «зима»
  • Заучивание стихотворения П.Воронько «Пирог»
  • Отгадывание мнемозагадок.
  • Игра «Снежная куча»
  • Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»
  • Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
  • Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
  • Рассказывание стихотворений о зиме по мнемотаблицам

4.Работа с родителями:

  • Буклет «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
  • Консультация «Что такое мнемотехника?»

5.Работа с педагогами:

Консультация «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Использование метода мнемотехники

1. Развитие умений выполнять действия по инструкции педагога.

2.Улучшение качества речи детей.

3. Развитие познавательных процессов: визуального мышления, памяти, внимания.

4.Формирование способности к эффективному самостоятельному обучению

В своей работе опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты ) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели ).

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы;

Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:

- мощное развитие визуального мышления;

- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов:

  • у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

  • появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

  • появился интерес к заучиванию стихов;

  • словарный запас вышел на более высокий уровень;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Новизна проекта: использование нетрадиционных методов и приемов развития речи у детей среднего возраста в условиях ДОУ.

Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития речи, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у детей среднего возраста методом мнемотехники, картотеки мнемотаблиц, представление опыта на уровне ДОУ.

Список использованной литературы:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

  2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

  3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

  4. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

  5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2009.

Поделиться:

Оставить комментарий