Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Развитие творческих способностей детей первой младшей группы в изобразительной деятельности»
Post Icon

«Развитие творческих способностей детей первой младшей группы в изобразительной деятельности»

Автор: Мустафина Рузалия Ильясовна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ "Детский сад №20 "Олеся" г.Набережные Челны

 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

 

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

 Актуальность работы заключается в следующем:

- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

 

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

 

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

 

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

 

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

 

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

 

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

 

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

 

  1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

 

  1. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

 

  1. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

 

  1. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

 

  1. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

 

- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

 

Были использованы следующие средства:

 

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

 

-Самостоятельная деятельность детей;

 

-Предметно-развивающая среда.

 

Применяла такие методы:

 

-словесные,

 

-наглядные,

 

-практические,

 

-игровые.

 

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

 

- Высокий – 21%

 

- Средний – 42%

 

- Низкий – 37%

 

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

 

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

 

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

 

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

 

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Созданию уголка эстетического восприятия.

 

Приготовила для детей следующие игры:

 

— «Соедини по линиям и раскрась»;

 

— «Какое настроение?»;

 

 

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

 

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

 

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

 

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

 

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

 

Пальчиковая живопись

 

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 

Рисование ладошкой

 

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

 

Прижми и отпечатай

 

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

 

Рисование углем

 

Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

 

Монотипия

 

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

 

Кляксография

 

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

 

Набрызг

 

Радость творчества знакома каждому малышу..

 

Рисование по мокрому

 

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

 

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

 

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

 

— «Осенняя палитра»;

 

— «Моя любимая игрушка»;

 

— «Осенние фантазии»;

 

 

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их. Создано несколько альбомов сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми.

 

Для родителей подготовила несколько консультаций.

 

А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

 

В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Путешествие с красками». На котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь нетрадиционными техниками рисования.

 

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

 

Диагностика на контрольном этапе показала:

 

— Высокий – 20%

 

— Средний – 48%

 

— Низкий – 32%

 

Перспектива:

 

  1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 

  1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

 

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  (В. А. Сухомлинский).

 

Автор: Мустафина Рузалия Ильясовна,

воспитатель МАДОУ «Детского сада №20 «Олеся»

г. Набережные Челны, Татарстан

Поделиться:

1 комментарий

  1. Елена:

    Здравствуйте!какую диагностику вы использовали и как ее проводили.Спасибо!!!

Оставить комментарий