Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с включением этнокультурного компонента
Post Icon

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с включением этнокультурного компонента

Автор: Габдрахманова Миляуша Рафиковна.Воспитатель. МАДОУ ЦРР - ДС №44 "Золотой ключик" ХМАО - Югра г.Нижневартовск.

Развитие творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста в изобразительной

деятельности с включением этнокультурного компонента

В своей работе реализую программу Л.А. Венгера «Развитие» (1999г.), в которой недостаточно учтен региональный компонент. Программа реализуется на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения с дошкольниками старшего возраста. Дети знакомятся с экологией, культурой, историей родного края по парциальным программам, включенным в образовательный процесс.

(Слайд 1)

В связи с этим была создана Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием этнокультурного компонента. Введение этнокультурного компонента в содержание занятий по изобразительному искусству способствует развитию представлений дошкольников о коренной культуре и искусстве края, в котором они проживают, формированию комплекса умений и знаний, решению развивающих ивоспитательных задач в условиях целенаправленной подачи материала на занятиях и кружковой работе. С целями и задачами программы вы можете ознакомиться на слайдах

(Слайд 2-3-4)

В основу данной Программы, направленной на приобщение дошкольников к национальной культуре ханты и манси в процессе обучения изобразительному искусству в МБДОУ, положен действующий раздел по изобразительному искусству программы «Развитие» Л.А. Венгера (1999 г.), дополненный в соответствии с целями и задачами данной программы необходимыми заданиями на основе методических рекомендаций Гончаровой Е.В. «Экология для малышей» (2000 г), Корчаловской Н.В., Посевиной Г.Д. «Комплексные занятия по развитию творческихспособностей дошкольников» (2004 г). Были использованы материалы из книги этнографа Соколовой З.П. «Путешествие в Югру» (1998 г).

Так как занятия с этнокультурным компонентом включены в учебный план основной образовательной программы «Развитие», реализация Программы в рамках учебного плана не занимает дополнительных часов и не требует излишней нагрузки на дошкольников.

В программе предусмотрено знакомство с жизнью, бытом, культурой, фольклором хантыйского народа, а также развитие изобразительных способностей детей. Темы заданий подобраны с учетом возрастных особенностей дошкольников, последовательности и систематичности излагаемой информации.

Позитивное влияние на развитие эмоционального отношения к объектам декоративно-прикладного искусства, на формирование интереса к жизни и быту коренного народа оказывает созданный в ДОУ уголок, богатый разнообразным предметным содержанием: изделиями быта (мех, береста, дерево), игрушками (деревянные, тканевые, меховые, берестяные), макет чума – традиционного жилища коренного населения. На слайде представлены куклы в национальной одежде с целью изучения элементов орнамента, его цветовой гаммы и композиционного строя.

(Слайд 5)

Мини кабинет и уголок оснащен художественными и методическими материалами, эскизами, дидактическими играми, с помощью которых через игровую деятельность дети знакомятся с орнаментикой, колоритом, композиционным строем аппликации ханты и манси. Впитывая ту атмосферу, которая окружает, познавая красоту и богатство родного края, дети стремятся к созданию собственных образов в процессе изобразительной деятельности.

(Слайды 6-7)

Большое значение придаётся теме «Один день из жизни ханты», которая предполагает поддержание постоянного интереса детей и углубление знаний:

1)    осуществляется разбор и анализ отдельных аспектов выбранного эпизода. В процессе композиционно-преобразовательной деятельности осуществляется рассмотрение различных вариантов композиции одного и того же сюжета;

2)    прорабатываются отдельные части, составляющие предметно-изобразительный ряд будущей композиции, и их элементы (эскизная деятельность);

3)    полученный в результате такой работы творческий материал синтезируется и воплощается в сложной многофигурной композиции.

На занятиях дети знакомятся с узорами ханты и манси: сами учатся составлять узоры по мотивам народного орнамента, а также рисуют их, знакомятся со значением некоторых орнаментов. В последующих занятиях свои знания применяют на практике. Например, украшают национальную одежду.

На заключительном занятии дети подготовительной группы создают композицию на тему «Один день из жизни ханты»

 

(Слайд 8)

Результаты обследования моих воспитанников показывают устойчивую динамику развития художественного мышления на 28%, уровня овладения действием моделирования взаимодействия изображаемых объектов на 35%, а также уровня развития творческого воображения на 20 %. Это стало возможным, благодаря разработанной, адаптированной и внедренной мною системе работы по направлению «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности через приобщение к основам этнокультуры ханты и манси».

Слайд 9-10

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к изобразительной деятельности, а вместе с ним и желание рисовать. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, идея и замысел – богаче. Рисунки живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. А дети обрели уверенность в себе, начинают чувствовать себя маленькими художниками.

Поделиться:

Оставить комментарий