Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Развитие выразительности речи в играх-драматизациях у старших дошкольников»
Post Icon

«Развитие выразительности речи в играх-драматизациях у старших дошкольников»

Автор: Сергеева Т. А., воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №75 «Дельфин» г. Великий Новгород

Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи. Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

* Механическое заучивание слов роли не всегда соответствует пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе маленьким детям игра - драматизация, в которой они могут свободно импровизировать и  эмоционально выражать свои чувства после знакомства с художественным произведением.

*Содержание образования нашего детского сада определяет основная общеобразовательная программа МАДОУ.

1.Развитие выразительности речи в игре - драматизации относиться к областям: социально-коммуникативное и речевое развитие.

2.Данная тема хорошо интегрируется с областями : познавательное развитие и художественно-эстетическое.

 В начале работы было проведено 2 вида обследования воспитанников:

·Особенности здоровья;

·Овладение умениями и навыками в области «Развитие речи» по методике Н.А. Афонькиной.

На основании результатов обследования особенностей здоровья и развития воспитанников и анкетирования родителей  поставила перед собой следующую цель работы.

Цель: Способствовать развитию образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности при реализации индивидуально – дифференцированного подхода.

Задачи:

1.Развивать устойчивый интерес к театру и любовь к художественному слову.

2.Формировать знания о жанровых особенностях сказки, расширять литературный опыт детей.

3.Содействовать развитию образности и выразительности речи детей при театрализации сказок.

В соответствии с целью и задачами спланировала следующие этапы работы по развитию выразительности речи в играх драматизации у старших дошкольников:

1.Подготовительный.

Цель: знакомство детей с художественными произведениями и анализ (кто персонаж, какие они, последовательность сюжета).

2.Подготовка к театрализованной игре.

Цель: закрепить с воспитанниками роли и сюжет игры.

3.Проведение игры.

Цель: активизация всех участников игры драматизации.

Перед началом работы, была поставлена задача: создание предметно-развивающей среды. Такой среды, которая, по Л.С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе, именно такая среда играет особую роль для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности.

При её создании опиралась:

на особенности развития детей 6-ого года жизни;

требования ФГОС по областям ;

принципы создания предметно-развивающей среды.

Создала естественную  комфортабельную рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами.

  В группе есть уголок книги, в котором разместила разные книги со сказками (отдельные книги со сказками и сборники сказок различных изданий).

Подобрала иллюстрации русских художников Рачева, Ю.А. Васнецова, И.Я. Билибина, Е.Д. Поленова, Конашевича и других к русским народным сказкам.

 Приобрела совместно с родителями группы настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке: “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры, направленные на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”.

Замечательны на мой взгляд, “Сказки на липучках”, которые позволили детям рассказывать уже знакомые сказки, дополнять сказку эпизодами придуманными самими детьми, придумывать свои сказки, используя уже знакомых героев сказки.

Сделала схемы к сказкам: “Кот, петух и лиса”, “Зимовье”, “Лисичка со скалочкой», ”Снегурочка и лиса”, модели, изображающие героев сказок.

Используя их, дети могут легко рассказать сказку или, группируя их по своему усмотрению, придумать новую сказку.

Также в группе в мини центре художественно – эстетического развития детей естьцентр театрализованной деятельности. В нём кроме обычного театра “Бибабо” находятся и другие виды театров: теневой, на катушках, варежковый, пальчиковый, на фланелеграфе. Также там есть разнообразные маски, накидки, костюмы, шляпки, ленты, позволяющие ребёнку принять любой образ, способствующие развитию воображения и творчества детей.

На первом подготовительном этапе ознакомления детей со сказками задачей стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение средств выразительности сказки, сюжета, персонажей.

На данном этапе ввела детей в мир сказки. Выбор текста произведения зависит от особенностей развития детей. Для детей с более низким уровнем развития тексты берутся простые, «Колобок», для среднего уровняболее сложные «Заюшкина избушка», для высокого уровня еще сложнее: «Иван Царевич и серый волк».

Дети в моей группе знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки: “Лиса и кувшин”, “Волк, медведь и лиса”, “Крылатый, мохнатый да масляный”, “Пузырь, соломинка и лапоть”, а также рассказали волшебные сказки: “Царевна-лягушка”, “Сивка - Бурка” и многие другие.

Рассказала детям о происхождении сказки, о том, как в стародавние времена ходили из города в город, из деревни в деревню сказители и рассказывали свои чудесные сказки, которые люди от мала до велика слушали, затаив дыхание, а потом рассказывали сказку друг другу, тем кто не услышал сказку, своим деткам.

Вместе с детьми мы рассматривали портреты известных сказителей: А.Н. Корольковой, А.К. Барышниковой, нижегородских сказочников М.А. Салазкина и  И.Ф. Ковалева, собирателя сказок  А.Н. Афанасьева. Мы рассматривали их одежду, лицо. Слушали сказки в исполнении мастеров художественного слова в грамзаписи. Рассказывая детям сказку, мы объясняли непонятные слова. Например, когда рассказывали детям сказку “Никита Кожемяка” объясняли, почему получил такое прозвище Никита, и откуда на Руси пошло прозвище, которое потом становилось фамилией. Многие дети задумались и над своей фамилией, расспрашивали своих родителей о происхождении своей фамилии. После рассказывания сказки обязательно беседовали с детьми по сказке.

Большое внимание на этом этапе уделяла языковым особенностям сказки, старалась выявить образные слова и выражения в сказке. Так, слушая сказку “ Жар - птица и Василиса-царевна “, Тима К., Аня М. заметили в описании коня новое слово – богатырский - значит очень сильный и выносливый. А Миша К. и Ира К. отметили как в сказке звучит слово на землю - “ наземь. Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказке “ Морозко”: морозушко, батюшка, красна-девица и др.

После чтения ряда сказок о лисе: “Лиса и заяц”, “Кот, петух и лиса”, “Медведь и лиса”, “Как лиса летать училась”, дети отметили все отрицательные качества лисы: хитрость, притворство, ловкость, жестокость, обманчивость, воровство, злость. В сказке “ Зимовье зверей” Саша и Ксюша заметили слово “лютая”, которое было сказано о зиме. Вместе с детьми мы придумывали однокоренные слова (лес – лесок - лесовичок).

На втором этапе подготовке к игре драматизации рассказала детям, что в сказке есть зачин (начало) сказки, своеобразная концовка. Дети с удовольствием вспоминализачины из волшебных сказок: “В некотором царстве, за тридевять земель - в тридесятом государстве жил – был сильный и могучий царь.” “В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату на часах стоять.” Выделяли и концовки: Они теперь живут, поживают и добра наживают, Стали они в добре поживать и лиха не знать, Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец, Стали они жить поживать, и теперь живут – хлеб жуют. После слушания сказки, при пересказе её,дети выделяли части сказки, иллюстрации по сказке. При анализе построения сказочного сюжета (повторность сюжета сказки) мы использовали сказки: “Репка”, “Колобок”, ”Лисичка со скалочкой”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” выделяя в них  последовательность развития сюжета. Когда дети запомнили сказку, выделили причинно - следственные связи сюжета, персонажей, стали пересказывать сказки мы перешли к работе над выразительностью речи и движений, закрепляли знание сказки детьми.

Использовала следующие приемы: рассказывание сказки по очереди, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.

Играли в игру «От каждого по словечку»: Один ребёнок сказал: «Колобок», другой продолжает, повторяя предыдущее слово и добавляя своё: «Колобок катиться», третий ребёнок: «Колобок катиться по дорожке» и тд.

Воспитанию чуткости к слову в сказке помогали такие приёмы:

1. Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова в сказке. Например, в сказке «Гуси - лебеди» дети отметили грустные слова: причитала, заливалась слезами. Когда мы попросили объяснить, что эти слова обозначают, дети ответили: «Очень сильно плакала, огорчилась, рыдала». В сказке «Хаврошечка» дети нашли сказочное слово – наливное яблочко. Саша Б. объяснил, что оно очень спелое и вкусное, налилось соком, поэтому и наливное.

2. Сочинить длинное и смешное слово. Например, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая и другие.

Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали такие упражнения. Например, предложили детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.) Или привлекли внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «мама пришла за мной» и т.д. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и д.р.) и способами их невербального  и вербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможно выразительность речи.

Решению этой задачи способствуют задания типа «разные настроения» (по карточкам – пиктограммам), чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С.Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н.Носов «Живая шляпа и др.), дискуссии по рассказам из личного опыта, прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Смерть куклы», «Новая кукла», и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда…»,«я грущу, когда…»

Предлагаю детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т.д.

Особое внимание детей обращалось на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. В дальнейшем наблюдения за поведением детей на НОД и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь.

На третьем этапе проведении игры драматизации- Цель: активизация всех участников игры драматизации.

Участие в инсценировках давало возможность детям перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать в присутствии зрителей. Это вызывало у детей определенную ответственность, желание лучше сыграть свою роль, четко говорить.

Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). Предоставляла малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от трудностей связанных с неуверенностью и замкнутостью, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

Поскольку игра-драматизация использовалась для воспитания выразительной речи, по ходу инсценировки постоянно организовывала общение детей. Во время репетиции напоминала детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят. Держались свободно, ровно, не опускали голову. Помнили о том, что они – артисты, поэтому говорить должны четко, громко и красиво.

На этом этапе также использовались такие приемы индивидуально – дифференцированного подхода как: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.

 К новому 2014 году подготовили для показа сказку "Морозко". Показывали сказку сначала младшим, потом средним  группам. Театрализация элементов сказок и сцен использовалась на музыкальных праздниках. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были  зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба — бо. Настя А. стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Машеньки, интонационно выразительно спрашивала дорогу, просила о помощи. Игра за ширмой прибавляла ей уверенности в себе и на осеннем празднике она читала стих.

Параллельно с работой с детьми по развитию выразительности речи в играх драматизациях, осуществляла тесное сотрудничество с родителями.

В течение года планирую провести совместное развлечение с родителями по русским народным сказкам "Путешествие в сказку".

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу строила в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ: инструктором по физ. культуре, музыкальным руководителем, педагогом — психологом, логопедом.

На НОД у психолога дети учатся определять эмоции, управлять своим настроением.

Инструктор по физ. культуре, в подвижных играх обращал внимание на выразительность движений и соответствие повадкам зверей.

Так же на НОД дети рассуждают, составляют рассказы, придумывают загадки, развивая образность речи детей.

 И музыкальный руководитель, и специалисты создают на своих НОД условия развития речи и эмоциональности детей.

После каждого НОД проводим беседу со специалистами об успехах детей по данной теме. Принимаем к сведению их рекомендации с кем именно необходимо повторить и закрепить навыки в той или иной работе.

Таким образом, совместная работа педагогов ДОУ способствует более глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию речи детей.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Развитию речи детей, её образности, способствует театрализованная деятельность при реализации индивидуально – дифференцированного подхода.

Она является важнейшим источником развития выразительной детской речи.

Игры - драматизации способствуют:

1. повышению интереса детей к русскому народному творчеству;

2. развитию творческой активности;

3. развитию образной речи детей;

4. развитию связной речи;

5. воспитанию интереса к сказке.

Перспективы.

Моя работа по развитию выразительной речи детей через игры-драматизации будет продолжаться. Результатом моей работы будет – участие в фестивале «Театральная неделя», дети покажут спектакль по сказке «Золушка». В будущем, взяв малышей, буду продолжать работу в этой сфере деятельности.

Поделиться:

Оставить комментарий