Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Речевая готовность детей к школе
Post Icon

Речевая готовность детей к школе

Автор: Купреева Любовь Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад 31 г. Ачинск

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми. Овладение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению, поэтому я уделяю в своей работе с детьми большое значение речевой подготовке детей к школе. Помогает мне в работе с детьми наряду с традиционными методами и приёмами развития связной речи использование и нетрадиционных методов и приёмов развития связной речи дошкольников, таких, как:

Мнемотехника –

это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Наглядное моделирование –

это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним

Мнемотаблица –

это схема, в которую заложена определённая информация

Структура мнемотехники: (мнемоквадраты - мнемодорожки - мнемотаблицы)

Обучение детей связной речи начиаю с обучения пересказыванию.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работа по мнемотаблицам я провожу поэтапно.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Очень хороший результат при работе с детьми над пересказом сказок даёт использование такого приёма, как "Изосказка". Использование этого приёма:

  • Активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников;
  • Способствует взаимодействию сразу трёх видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной;
  • Повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками;
  • Развивает мелкую моторику;

Для развития речевого творчества детей я использую методы и приёмы ТРИЗ.

Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ – педагогике является система творческих заданий,что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских умений, развитию воображения, что необходимо для развития речевого творчества.

Предлагая детям творческие задания, я учитываю следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора;
  • Принцип открытости – т. е. работа ведётся только с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.
  • Принцип деятельности – т. е. любое творческое задание включает практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи – т. е. воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип идеальности – т.е. творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Типовые приёмы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером и применяются для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством. У дошкольников в этих приёмах используются умения «волшебников».

  • Волшебник увеличения – уменьшения наделён умением изменять любой признак объекта ( это Мальчик – с – пальчик; Карлик – нос; Горшок каши).
  • Волшебник деления – объединения наделён способностью фантастического преобразования предметов (деление и комбинирование объектов и их частей. Основной принцип действий этих волшебников – отсутствие всяких правил. (Лошарик; Русалка – женщина и рыба; Сфинкс – человек и лев; Кентавр – человек и конь; Сирин – женщина и птица; Тяни – толкай – две лошади; «Сказка о мёртвой царевне» зеркало обладает свойствами человека и телевизора;)
  • Волшебники преобразования признаков времени наделены способностью:

-Убыстрять и замедлять процессы – сказка «Карлик – нос»;

-Менять местами временные отрезки – вместо лета сразу наступает осень;

-Заставлять время протекать в обратном порядке – японская сказка о старике и старухе, омолодившемся у волшебного озера;

-Перемещать объекты вперёд и назад во времени; (машина времени)

-Показывать моменты жизни данного объекта в прошлом и будущем – кем в будущем будет шишка, зёрнышко, жёлудь, икринки, яйцо; чем или кем было тесто, семечка, бабочка, старик, цветок, яблоня, лягушка.

-Останавливать время для объекта, его частей или места нахождения;

  • Волшебники Оживления – Окаменения могут не живое сделать живым: Волшебник Оживления коснулся стульчиков – как они побежали, как заговорили? Что будет, если Волшебник Оживления коснётся лица – как будут вести себя нос, рот, глаза? (Примеры: Буратино, Чиполино, Колобок, Снегурочка, Железный дровосек.)
  • Специализация – универсализация. Волшебники Всёмогу (универсализация) – волшебная палочка, золотая рыбка, щука, двое из ларца, цветик – семицветик. Волшебники Только могу (специализация) – сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, шапка – невидимка.
  • Волшебник Наоборот: выявление определённого признака и замена его на противоположный (Баба-Яга добрая, Красная Шапочка злая).
  • Морфологический анализ – метод создан Ф. Цвинкке, для работы используется морфологическая таблица. По вертикали и горизонтали в клетках располагаются картинки или схемы каких-либо объектов или их частей. Морфологический анализ проводится с группой детей в форме обсуждения (мозговой штурм). Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма по методу В. Я. Проппа. Создание фантастического образа осуществляется в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Запись сюжета сказки возможна с помощью схем, или магнитофона.
  • Метод эмпатии создан У. Горданом (США). В его основе лежит отожествление самого себя с кем-либо или с чем-либо, и как следствие умение сопереживать этому объекту. (ты кузнечик, горошина из стручка, листочек с дерева и т. д).
  • Решение проблемных ситуаций. Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации в игровой форме:
  • Игры на знакомство с противоречиями («Скажи наоборот», «Сумей в плохом найти хорошее»).
  • Игры на нахождение внешних ресурсов: (Кот в одном сапоге – неудобно - что делать? Маша и медведь – нет короба – как донести пирожки?)
  • Игры на нахождение внутренних ресурсов: (красной шапочке подарили 10 шапочек – что делать? Бабушка испекла два пирожка и т. д.)
  • Проблемные ситуации: Ох и Ах взяли в поход консервы, а нож забыли – что делать?

Таким образом развивая связную речь детей, я способствую формированию у них таких личностных качеств, как:

повышение самооценки;

уверенность в себе;

доброжелательное отношение к учебному процессу;

Поделиться:

Оставить комментарий