Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > «Речевая готовность к школьному обучению детей с ОНР»
Post Icon

«Речевая готовность к школьному обучению детей с ОНР»

Автор: Ретровская Татьяна Сейдерсовна, Учитель-логопед, Первая квалификационная категория, МДОУ детский сад №19 «Звёздочка» Московская область, Подольский район, п. Молодёжный

Проблема готовности дошкольников к обучению в школе не нова. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности.
В связи с этим проблема речевой подготовки дошкольников с ОНР к обучению в школе остаётся одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание не только учёных-исследователей, но и логопедов-практиков. т.к эти дети попадают в так называемую группу риска.
У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе. В своей работе я опираюсь на целевые ориентиры ФГОС, которые предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой.
В программе выделен раздел «Коррекционная работа» и указаны основные направления с образовательными областями. В работе с детьми с ОНР я использую программы: Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». В совокупности все эти программы дают возможность практически полностью реализовать комплекс задач коррекционной работы, обозначенных Стандартом.
Речевая подготовка к школе детей с ОНР осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.
Критерии речевой готовности к школьному обучению:
1. Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять начальный гласный звук; анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой, читать по слогам.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.
Чтобы дети с ОНР при поступлении в школу соответствовали этим критериям, мной была составлена рабочая программа, рассчитанная на 2 года.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Формирование графомоторных навыков.
Первый год обучения
• Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
• Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
Второй год обучения
• Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
• Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического слуха.
• Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
При организации работы по речевой подготовке к школе детей с ОНР особое внимание уделила организации предметно-пространственной развивающей среды, т.к правильно организованная среда в логопедической группе создаёт возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребёнку корректировать речевой дефект не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Наряду с традиционным логопедическим уголком, совместно с педагогом-психологом и воспитателем продумали и так организовали среду в группе, чтобы она оптимизировала коррекционный процесс.
Мы разбили группу мебельными модулями – перегородками и ширмами на тематические зоны, которые в зависимости от целей и задач, стоящими перед педагогами трансформируются. Например, зона развития речи – в библиотеку, школу, музей. А если объединить зоны развития речи и математики, то дети попадают в современный компьютерный центр «Жужуля». Мой опыт показывает, что как только ребёнок попадает в новую, неизведанную им среду у него повышается речевая и творческая активность. Например, в рамках проекта «Славянское подворье», придя утром в группу, дети на несколько дней попали в русскую избу, тем самым расширили и обогатили словарный запас старинными названиями русского-народного быта, объединив такие лексические темы, как «Семья», «Одежда», «Посуда», «Мебель». При помощи новоорганизованной среды дети автоматизировали поставленные звуки на материале старинных названий утвари, посуды, одежды; учились проводить аналогии между старинными и современными названиями предметов ( чугунок – кастрюля, половик – ковер, коридор – сени); учились изменять и правильно употреблять в речи названия членов семьи с уменьшительно-ласкательным значением ( матушка, батюшка, братец, сестрица, тетушка, дядюшка и др.); разучивали русские пословицы и поговорки; составляли описательные рассказы «наша горница», «семья за столом».
Известно, что дети с ОНР лучше воспринимают наглядную информацию, поэтому в нашей группе существует «Справочная», в которой находятся альбом – путеводитель для ориентации в тематических зонах, позволяющий ребёнку выбрать дело по душе, альбомы правил поведения и общения в группе, альбом «Наш детский сад». Все материалы и оборудование находится в полной доступности и распоряжении детей.
Так как неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование эмоционально – личностной сферы (Повышенная возбудимость, раздражительность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения) и коммуникативных качеств, в нашей группе мы создали «Уголок хорошего настроения». Это помогает детям с ОНР договориться между собой, понять мотивы поведения партнёра, объяснить свою точку зрения, согласовывать ролевое взаимодействие, адекватно выражать свои эмоции. В нашем уголке находятся «коврик злости», «коврик дружбы», «Подушечка – подружечка», «муфточка-мирилочка», «палочка – считалочка», «правила дружбы», «азбука эмоций» и т.д.
Всем нам известно, что одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школе является правильная речь - залог успешного освоения грамоты и чтения. Ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие речи являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками. Поэтому, работая с детьми- логопатами, нахожусь в постоянном поиске новых, более эффективных технологий и форм работы.
Так, например, игровые технологии помогают во фронтальной и подгрупповой коррекционной деятельности использовать следующие интересные и продуктивные , на мой взгляд, формы работы: - Занятия по мотивам известных телевизионных игр, занятия – спектакли, занятия-викторины.
На индивидуальных занятиях использую многофункциональный «речевой куб», с помощью которого знакомлю детей с органами речевого аппарата, провожу артикуляционную гимнастику, работаю над темпом, ритмом речи, силой голоса, развиваю лексико-грамматический строй и связную речь. Куб применяю как для совместной работы с ребёнком, так и для самостоятельной работы детей. Многовариантна, также и ширма. При работе с данным пособием у ребенка развиваются:
1.мелкая моторика рук
2.правильное направление воздушной струи
3.тактильная чувствительность рук
4.сенсорное и пространственное восприятие
Считаю, что одной из эффективных методик для развития речи детей с ОНР является использование дидактических игр при подготовке детей к школе. Так как основой данного метода является создание игровых ситуаций, вызывающих у дошкольников повышенный интерес и дающих возможность логопеду добиться поставленных коррекционных целей. Моя практика использования дидактических игр в процессе подготовки детей к школе показывает, что их применение повышает уровень усвоения знаний, умений и навыков.
Для активизации интереса детей к выполнению артикуляционных упражнений при постановке и дифференциации звуков использую пособие «Веселая кошечка». Также, активно использую карты Проппа. Они стимулируют и развивают связную речь. Итогом работы с картами являются сборники детских сказок.
Не так давно появившаяся проектная деятельность помогает мне сформировать у детей – логопатов положительное отношение к предстоящему обучению в школе, посредством формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, коммуникативных навыков. В рамках проекта «Первый раз в первый класс» использовала следующие формы работы:
• Словарная работа по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»,
• Занятие по формированию лексико-грамматических категорий: «Качественные прилагательные», дидактическая игра «Какими должны быть ученики?».
• Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа о учении, труде и книгах.
• Лексико-грамматические игры и упражнения: «Дополни предложение», «Скажи наоборот», «Сосчитай до 5 ».
• Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
• Сочинение сказок, загадок, чистоговорок на школьную тематику.
• Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме «Школа. Школьные принадлежности».
• Лепка «Буквы твоего имени», «Твоё имя».
• Мастерская букв: «Надела буква праздничный наряд»
• Оформление альбома с фотоматериалами из семейных архивов «Наши родители - первоклассники».
• Пальчиковые игры с элементами кинезиологии.
• Цикл занятий с использованием ИКТ.
• Оформление фотовыставки «Письменные принадлежности прошлого»
• Тематические экскурсии в школу, в библиотеку, музей, знакомство с классом и учителем.
• Выполнение индивидуального творческого задания для презентации проекта «Самые главные школьные слова»;
• Оформление стенгазеты «История Азбуки и Букваря»
• Показ детям презентации PowerPoint: «Первоклассник», «Школьные правила».
• Выставка фотоматериалов «История школьной формы».
• Встреча с первоклассниками, бывшими воспитанниками МДОУ.
Такая целенаправленная работа позволяет ребенку с ОНР почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Информационно - коммуникативные технологии – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в занятие элемент новизны, повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям, формирует новые формы сотрудничества между ребенком и логопедом. Например, показ презентаций PowerPoint: «Первоклассник», «Школьные правила» помогли детям при общении с учителем. А презентация «Сказки о веселом язычке» позволяет более качественно выполнять артикуляционные упражнения. Обучающие игры «Уроки тётушки Совы», «Азбука-малышка», «Букварик - смешарик» позволяют в увлекательной форме, с помощью любимых персонажей в игровой форме детей познакомить с понятием - предложение, слово, звук буква. А сборник интерактивных игр «Звуковой калейдоскоп» и «Ума палата» помогают научить выделять ударный гласный звук в словах, определять место звука в слове, анализировать звуковой состав слова, соотносить звук и букву, находить заданный звук в слове, способствуют освоению послогового чтения.
Занятия с использованием ИКТ провожу фрагментарно, с соблюдением СанПиН.
Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка-логопата в своей работе использую следующие оздоровительные приемы: дыхательная гимнастика, пальчиковая, гимнастика для глаз, логопедический массаж, самомассаж, Су-Джок и др.
Поиски новых форм и методов работы с детьми с ОНР привели меня к идее проведения логопедических досугов на школьную тематику. Логопедические досуги позволяют организовать комплексный подход всех специалистов ДОУ к реализации основной задачи – подготовке к школе детей с ОНР.
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи подразумевает тесное взаимодействие всех специалистов, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя, педагога-психолога и музыкального руководителя. С этой целью, в течение этого учебного года провела консультации, практикум для воспитателей, семинар – практикум, открытые занятия. (на экране)
- Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
-Формирование графомоторных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями как средства профилактики нарушений письменных видов речи.
Практикумы для воспитателей : Логопедические пятиминутки. «Ум на кончиках пальцев»
Семинар – практикум: С чего начинать обучение грамоте?
Совместно с педагогом-психологом разработана программа взаимодействия педагога-психолога и учителя логопеда. Целью, которой, является коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Немаловажный этап моей работы – привлечение родителей к совместной деятельности, т.к родители должны быть не сторонними наблюдателями, а активными участниками коррекционного процесса. Для этого использую следующие формы работы.
Формы работы с родителями. (на экране)
• Информационно-аналитические
• Досуговые
• Познавательные
• Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские
• Общественно – полезные, трудовые
Родительские собрания «Давайте познакомимся». Семейные гостиные. Физкультурно-логопедические досуги. Тематические досуги. Семейные тематические выставки. Мастер-классы. Организация мини-библиотечек, папки-передвижки в уголках для родителей. Все виды консультаций. Совместное изготовление логопедических пособий.
Такие формы работы позволяют установить между логопедом и родителями доверительные отношения и сделать родителей непосредственными участниками коррекционного процесса.
Таким образом, синтез традиционных и инновационных методик в работе с детьми с ОНР позволяет качественно проводить работу по коррекции речевых нарушений, подготовке выпускников к успешному обучению в школе. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и специалистов детского сада.

СКАЧАТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий