Вы находитесь здесь: Главная > Работа с родителями > Рекомендации для родителей «Развивайте мелкую моторику ребенка»
Post Icon

Рекомендации для родителей «Развивайте мелкую моторику ребенка»

Автор: Кашинцева Ю. Б., воспитатель МБДОУ №11 «Машенька» г. Сургут, Тюменская область,

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр, в его двигательную часть дополнительную энергию, способствующую его формированию.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, не успевают за другими детьми.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, а его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Вот почему специалистам и родителям нужно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4, 5 большинство детей уже справляются с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2, 5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами бумагу, но аккуратное вырезание доступно только через год.
Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки необходимы следующие условия:

 Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка «заниматься через силу» неэффективно. Нужно начинать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
 Выполнение упражнений должно быть регулярным.
 Занятия должны быть только совместными
 Время выполнения не должно быть долгим. До трех лет – до 5 минут, затем можно увеличить длительность упражнений.
 Важно ободряющее участие взрослого.
 Ребенку всегда предлагается инструкция, она должна быть простой, короткой и точной.
 Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук (с 3 лет)
«Рыбак»
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и др.
Предложите малышу с помощью маленького сита, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку. «Удочку» нужно держать одной рукой.
«Дорожка»
Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за край дорожки.
«Волшебная ложечка»
Поставьте на поднос 2 чашки: слева –чашку с крупой, а справа –пустую. Ребенок должен ложкой пересыпать всю крупу из одной чашки в другую.
«Салют»
Ребенок берет небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки и подбросить их вверх.
«Сделай комочек»
Дайте ребенку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
«Подзорная труба»
Ребенок берет лист бумаги формата а-4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает окружающие предметы.

«Прищепки прячутся»
Понадобятся яркие прищепки. Скажите ребенку, что прищепки – это маленькие жучки. Они разбежались по дому и прицепились к разным предметам. Ребенок должен найти их и сложить в коробку.
«Дорожки»
Предложите ребенку выложить дорожку из счетных палочек для машинки или сказочного героя (используйте игрушки из киндер сюрпризов).
«Бусы для куклы»
Предложите ребенку сделать красивые бусы можно в подарок близким. Нужно нанизать на шнурок крупные яркие бусины. Кстати, ребенку будет интересно вместо бусин нанизывать подходящие макароны.
Занятия окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Использованная литература:
«Развитие мелкой моторики рук» Е. А. Янушко, «55 развивающих игр для малышей» Р. К. Хазиева, «Комплексные занятия с детьми» Н. Л. Стефанова.

Поделиться:

Оставить комментарий