Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников
Post Icon

Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников

Автор: Кашина Галина Геннадьевна, воспитатель МКДОУ "Новохопёрский ЦРР-детский сад №1 г. Новохопёрск, Воронежской области

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

На помощь педагогам пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

Моя задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. В сфере культурологического образования и эстетического воспитания мне отводится роль проводника в этот мир.

На занятиях в музее я раскрываю детям смысл такого понятия как « музей», знакомлю со значением предметов из окружающего мира. В музее воспитанники вместе со мной продолжают начатый разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

В своей работе я использую опыт работы музейных педагогов, что позволило использовать следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Знакомство с фотодокументами», «Путешествие в прошлое предметов быта».

Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культорологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

Занятия с детьми должны решать следующие задачи и цели

Цель:

Духовно- нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края.

Задачи:

- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя ( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков)

-Приобщать к культуре и традициям русского народа: воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

-Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам. Знакомить детей с героическим эпосом нашего народа, старинными обрядами, исконно русскими ремеслами. Песенным и танцевальным творчеством, фольклорным материалом, семейными традициями.

-Знакомить с географическим расположением города, с историческим прошлым- на материале легенд, преданий, экспонатов музея, рассказов старожилов, его экономическим значением.

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

Я считаю, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Поделиться:

Оставить комментарий