Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей. Опыт работы
Post Icon

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей. Опыт работы

Автор:  Хаджарова Светлана Петровна, воспитатель СП- Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ пос. Пензено Самарской области

Для ребенка сказка - это всегда нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Сердце его замирает, когда он слушает сказку, и наполняется радостью, когда сам ее рассказывает и показывает. Но в наше время дети все больше заняты просмотром телевизора и играми в компьютер, при этом ребенок замыкается, меньше общается со взрослыми, со сверстниками, становиться менее отзывчивым. И мы взрослые не должны забывать о том, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте, правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Дети в моей группе имеют дефекты как произношения звуков речи так и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь , не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку, некоторые затрудняются ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста, задать вопросы. Исходя из своего опыта, я считаю, что театрализованные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театрализованной игре каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Для исправления этих недостатков помимо скороговорок, чистоговорок, заучивания стихов в работу с детьми я стала включать театрализованные этюды со словами, импровизации с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, не стесняться перед публикой. Целью моей работы было научить детей владеть полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, т.к. это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания.
В работе с детьми я использовала:
-многоперсонажные игры-драматизации по текстам сказок «Заюшкина избушка», «Гуси - лебеди», «У страха глаза велики», «Под грибком» и др.
- Мини-сценки «Мыши», «Приятная встреча», «Ежи» и др.
- Разучивали и показывали на праздниках сценки «Поварята», «Помощники», «Осень в лесу», «Как зверята искали маму» и т.д. На празднике «День Театра» было показано интегрированное занятие по театрализованной деятельности и ОБЖ «Путаница» С. Маршака.
Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, самовыручки, снимают скованность, ускоряют процесс овладения навыками публичных выступлений. Я не раз наблюдала, как даже способным, талантливым детям трудно выразить свои мысли, но еще сложнее это сделать детям с нарушением речи. Так как театр отвлекает внимание ребенка от его речевого дефекта, побуждает к обучению, освобождает от утомительной неподвижности, а положительные эмоции, которые испытывает ребенок во время показа или просмотра, оказывают благотворительное влияние на организм, развивают эмоциональную сферу. А вот театр, сделанный своим руками, радует ребенка вдвойне. Поэтому мы вместе с детьми решили сделать свой театр, привлекла к этой работе и родителей. Подобрали коробки, банки из-под кофе, смесей, картон и обвязали их пряжей. Дети с большим желанием участвовали в этой работе: приклеивали глаза, клюв, а взрослые пришили хвост - и вот уже готов Петушок, приделали ушки, носик - улыбается Зайчик, и т.д. Видя результаты своей деятельности, дети ощущали прилив энергии, испытывали чувство удовлетворения. Игрушки, сделанные своими руками, вызывают эмоциональную реакцию - это делает театрализацию более интересной. Играя с игрушками, дети быстро перевоплощаются: только что ребенок держал в руке Волка и хриплым голосом говорил: «Колобок, Колобок, я тебя съем!», и тут же он, оставив Волка, берет Колобка и говорит за него уже тонким голосом: «Не ешь меня, я тебе песенку спою». Легкость перехода от одной роли к другой достигается именно сменой игрушки. Также интенсивному речевому развитию: способствует и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но и художественно-речевая деятельность.
За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, а также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Я, со своей стороны старалась больше уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации помощью разных средств выразительности. Подводила детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному используя громкость голоса, интонационную выразительность. Направляла свою работу на повышение интереса к театральной культуре, способности к самовыражению, старалась поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, обращать внимание на умение детей свободно владеть связной речью. К подготовкам игр-драматизаций, сценок, занятия привлекались родители, им давались домашние задания: выучить с детьми слова, изготовить декорации изготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость: и детям, и родителям.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизация и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Поделиться:

Оставить комментарий