Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Сценарий фольклорного праздника «Посиделки»
Post Icon

Сценарий фольклорного праздника «Посиделки»

Автор: Хан Людмила Сергеевна, музыкальный руководитель, МДОУ детский сад комбинированного вида №105

Старший дошкольный возраст

Цель: Cоздавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором, активизировать познавательную деятельность. Приобщать к традиционной культуре на основе использования фольклора (песни, хороводы, загадки, пословицы). Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству, традициям и обычаям народа.

Оформление зала. Зал оформлен в русском стиле. На центральной стене пейзаж русской природы. Стоит плоскостной домик. Перед домиком – столик, скамейка. Стол накрыт праздничной скатертью, на столе самовар, чашка, ложечка, ваза с вареньем. В углу стоит русская печь, ширма, столы, на которых разложены детские народные инструменты: балалайка, ложки, бубен, треугольник. Вдоль стены расположены стулья. Дети и взрослые одеты в русские костюмы.

Ход занятия. Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот» (обр.Н.Метлова). В зал входит ведущая (воспитатель в русском сарафане).

За ней идут дети в русских костюмах.

Ведущая (на фоне музыки Г.Струве «Моя Россия»):

Россия, Россия – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные.

Раздольные русские песни поют!

Крепко любили и любят свою Родину русские люди.

Они сложили о ней много песен, сказок, сказаний.

Входит сказительница Агафья: А вот где веселятся мои детушки – малолетушки.

Здравствуйте! (Кланяется).

Обращается к взрослым:

Здравствуйте! (Кланяется).

Ведущая: Проходите к нам на праздник, тетушка! Гостьей будешь!»

Агафья: Спасибо (садится за столик). Я услышала веселую музыку.
Умеете веселиться! Я хочу вам рассказать о том, как раньше на Руси люди умели хорошо трудиться и веселиться. Хотите узнать?
Дети: Хотим!
Агафья (рассказывает на фоне песни «Липа вековая»):
Давно это было. Я была тогда еще совсем маленькой, как вы, но помню: в старые времена был такой обычай на Руси, как заканчивались полевые работы, собирали урожай, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в свои руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Один из глины посуду лепит, другие из дерева – ложки да плошки вытачивают. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ну, а пряжу прясть вы умеете? Раньше в народе говорили: «Какова пряжа, такова на ней рубаха!»

Девочка:Прядись кудели на этой неделе.

На новой будет не досуг (Дети исполняют хоровод «Прялица» обр.Т.Ломовой).

Агафья: Ах, какие мастерицы! А потом молодые парни и девушки придумывали веселые игры – для того, чтобы усталость снять.

Мальчик:

Нас в компании мало стало.

Веселиться не с кем стало.

Ай, братцы, мало нас!

Ай, братцы, мало нас!

Девочка:

В хороводе были мы, кого надо видели:

Сокола – молодчика.

Стань, молодчик, подбодрись!

К кому хочешь, поклонись!

(Звучит вступление, мальчик встает, подходит к девочке, кланяется ей, берет за руку, выходит в круг. Остальные дети заводят хоровод - проводится игра «Золотые ворота»).

Агафья: Молодцы! Точь-в-точь, как раньше и было. Слушайте дальше.

Завершается зима. День ото дня становится светлее, снег местами начинает подтаивать днем от солнечных лучей. Скоро – скоро зазвенит предвесенняя капель. (Петух за ширмой): «Ку-ка-ре-ку!»

Взгляните, как стало красиво вокруг!

Идет к нам веселая гостья Весна!

И все пробудилось от зимнего сна.

(Заходит Девочка в костюме Весны. На вытянутых вверх руках несет выпеченную из теста птичку-жаворонка. Поет без сопровождения весеннюю закличку «Жаворонушка»: Жаворонки, перелетевши,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

(Медленно проходит между детей, каждому кланяется.

Дети отвечают: Холодок – на тот бок! Солнышко – на этот!

(Дети садятся, выходит мальчик)

Первый мальчик: Ото всех дверей, ото всех ворот, Проходи скорей, торопись народ!

Второй мальчик: Открываются ворота! Заходи, кому охота!

Первый мальчик: Где песня льется, там легче живется!

Второй мальчик: Запевайте песню шуточную, Песню шуточную, прибауточную!

(Дети инсценируют песню «Как у наших у ворот» обр.М.Пустовойтовой).

Агафья: Ах, какие молодцы! А ведь издавна русский народ славился остроумием да трудолюбием. Отгадайте-ка мою загадку: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда».

Мальчик: Уж не про нашего Дрему она? (девочки подбегают к печке, на которой спит Дрема).

Первая девочка: Дрема дремлет, хочет спать,

Полно, Дрема, тебе дремать!

Тебе, Дрема, пора вставать!
Вторая девочка: Встань, колокольцы звенят!
Третья девочка: И часы говорят
Все девочки: Люди сходятся, в хоровод становятся!
(Дрема слезает с печи, потягивается).
Дрема: Мне давно пора вставать.
И кругом походить,
И людей посмотреть,

И себя показать!

(садится на стульчик и спит).

(Дети заводят хоровод вокруг Дремы – проводится старинная русская игра с песней «Дрема»). Дети отходят назад, садятся.

Выходят мальчики и девочки:

Девочки: Как у наших у ворот собирается народ,

Все со скрипочками, да с балалайками!

Мальчик: Мы выходим, начинаем

Озорные песни петь!

Затыкайте девки уши

Чтобы с печки не слететь!

(Звучат «Частушки»)

Агафья: Ай, какие певуньи голосистые! А ведь раньше на Руси какие музыканты-виртуозы были! Они могли играть и на балалайках, и на гуслях, и на ложках, и на колокольчиках. А какие плясуньи были!

(Выходят мальчики – ложкари)

Первый мальчик: Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Второй мальчик: Гуси – в гусли, утки – в дудки.

Третий мальчик: Чечетки – в трещотки

Четвертый мальчик: Чайки – в балалайки.

Пятый мальчик: Две синицы – крошки

Заиграли в ложки.

Шестой мальчик: А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы!

Все: Играют, играют - всех потешают!

(Ансамбль ложкарей играет р.н.м. «Во саду ли, в огороде», обр.В.Агафонникова) Выходят девочка и мальчик

Мальчик: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Девочки: Отворяю ворота

Ключиком- замочком!

Накрываюсь – покрываюсь шелковым платочком!

Приглашаю танцевать мальчика Ванюшку.

А подружкам предлагаю пригласить Андрюшу!

(Исполняется танец «Барыня» обр.Н.Метлова)

Агафья: Молодцы! Вот точно так и было!

А как песни пели, да хороводы водили!

Первый ребенок: Расступись-ка, народ,

Заведем мы хоровод, парень девушку берет!

Второй ребенок: Скачи, скачи на колотушке

Не жалея лаптей в хороводушке!

(Исполняется хоровод «Во поле береза стояла» обр.А.Рубца).

Агафья: Порадовали вы меня. Спасибо, мне пора!

Заходите вы ко мне на огонек в следующий раз!

Буду рада видеть вас!

Поделиться:

Оставить комментарий