Вы находитесь здесь: Главная > Праздники и развлечения, Физическое воспитание > Сценарий спортивно-познавательного развлечения «Ах, орлы вы, казаки, на подъём всегда легки…»
Post Icon

Сценарий спортивно-познавательного развлечения «Ах, орлы вы, казаки, на подъём всегда легки…»

Автор: Новожилова М.В., старший воспитатель и Кульпичева М.Н., инструктор по ФК МДОУ № 20 «Кузнечик» ЯМР

Пояснительная записка.

Представляем сценарий спортивно-познавательного досуга для старших дошкольников, посвященного Дню защитника Отечества, направленного на воспитание   у детей чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

  • привить любовь к Родине, призывать защищать ее, беречь и быть достойным гражданином своей страны;
  • в игровой форме развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений), формировать двигательные навыки;
  • развивать воображение и творческую активность;
  • формировать познавательные действия;
  • укреплятьактивную позицию дошкольного учреждения посредством участия в развлечениях социальных партнеров.

Оборудование и инвентарь:

музыкальный центр, проектор, костюмы казаков и казачек (папахи, бешмет, башлык, брюки с лампасами, игрушечные шашки), шнур, гимнастическая стенка (или гимнастическая скамейка), обручи, малые мячи, большие ведра (2 шт.), маленькие ведерки (2 шт.), шаль, платки.

Музыкальное сопровождение (фонограммы):запись песни «Казачата» (сл, муз. Курилов Виталий),  «Кубанский марш», муз. Пономаренко;запись песни «Ой, да на Кубани зори ясны» муз В. Бокалдина, сл. В. Лаптева, весёлые мелодии для эстафет.

Оформление зала:зал украшен плакатами с пословицами о казаках.

Предварительная работа:

  • знакомство детей с элементами казачьего костюма;
  • заучивание пословиц о казаках;
  • просмотр мультимедийной презентации «Казачьему роду нет переводу»;
  • познавательные беседы по теме «Традиции и бытказаков».

Ход мероприятия.

(В празднично украшенный зал входят ведущие и приветствуют  стихотворением В. Подкопаева воспитанников старшей и подготовительной группы и почетных гостей мероприятия – представителей Дружины Ярославского городского Казачьего общества).

Ведущий:             

Степное раздолье - родная земля!

Всего ты дороже и краше!

Зеленой листвою шумят тополя

О славе и мужестве нашем.

Слайд 1

Ведущий:Добрый день вам и поклон, гости дорогие! Здравствуйте ребята! Мы рады Вас приветствовать на нашем празднике, посвященном Дню защитника Отечества. Сегодня мы поговорим с вами о казаках, которые вписали ярчайшие страницы в историю нашей страны. На призыв пойти добровольцами в период войны, отзывались практически все казаки. У них была исключительная дисциплина, а смелость и отвага просто поражали. Да действительно, для казаков служба на страже Отечества всегда стояла на первом месте. «Казак без службы – не казак», говорится в известной пословице.

(звучит запись песни «Ихали Козаченьки»)

Ведущий:Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! Ребята, как вы думаете, кто пришел к нам сегодня на праздник? Почему вы так решили?

Слайд 2

Ведущий:Ребята, чем отличается одежда казаков от формы наших защитников Отечества? (ответы детей)

Правильно, формой одежды. Вы хотите узнать, что же такого необычного есть в форме казака. Послушаем наших гостей?

Слайд 3 форма, оружие.

(Рассказ казаков о форме и оружии)

Ведущий: «Только шашку казаку в степи подруга» - так поется в известной песне. Каждый казак должен владеть ею в совершенстве! Давайте посмотрим!

Танец с шашкой. Выступление гостей.

Ведущий:    Ребята, а вы хотите быть похожими на наших гостей?

(ответы детей).

Ведущий:Тогда вам нужно быть сильными, ловкими, поддерживать друг друга в трудную минуту, быть готовыми к разным испытаниям. Сейчас мы это и проверим

(Эстафеты проводит инструктор по физической культуре,

капитанами команд становятся гости).

Инструктор по ФК:     Где тревога, туда казаку и дорога. А путь - дорога наших казаков лежит прямо к границе. На границах казаки сооружали смотровые вышки, чтобы дозорный мог заранее увидеть врага и других предупредить.

Эстафета «В дозоре»

Дети делятся на две команды. Участники поочередно проходят по веревке, проползают под дугой и взбираются на гимнастическую скамейку. Побеждает команда, быстрее построившаяся на скамье.

Инструктор по ФК:Ну, молодцы наши спасатели. В переводе с  тюркского языка слово «казак» означает «удалец». А кто является неизменным спутником для казака? (конь) Я предлагаю и вам доказать, что вы настоящие казаки, и показать нам свою удаль молодецкую.

Эстафета «Удалые казаки»

Инструктор предлагает участникам команд пройти полосу препятствий, где им необходимо будет продемонстрировать свою ловкость сразу в нескольких видах основных движений (прыжки из обруча в обруч, оббежать змейкой м/у кубиками, пролезть в обруч). Побеждает команда, участники которой быстрее пройдут полосу препятствий.

Инструктор по ФК:    Да, конь для казака был первым помощником в военном деле, и в поле. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему , трогал его лицо губами и даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, что раненный мог забраться не него хотя бы поперек седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели. Поэтому к лошадям у казаков было особое отношение.

Эстафета «Накорми коня»

Капитаны команд берут «коня» и пустое ведро и встают напротив остальных участников на определенном расстоянии. Первые участники команд накладывают из рядом стоящих с ними корзин «зерно» (малые мячи) в маленькое ведро и бегут к капитанам. Добежав, они высыпают «зерно» в ведро капитана, и возвращаются назад и передают ведерко следующему игроку.

Инструктор по ФК:    «Мой дом – моя крепость» - казаки с полным основанием могли подписаться под каждым словом этой поговорки. Обживая земли, они строили себе дома. Называли их «хатой», «мазанкой» или «курнем». Курень - жилище казака, которое представляло собой и место обитание и оборонное сооружение.

Кубанская  народная игра «Курень»

Напротив каждой из команд в конце зала стоит стул, на котором лежит шаль. Под  веселую музыку казаки и казачки пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками, натягивают ее (крыша). Побеждает команда, построившая быстрее «курень». Игра повторяется несколько раз.

Инструктор по ФК:

Помни брат, что у казаков

Дружба – обычай,

Товарищество – традиции,

Гостеприимство – закон!

Инструктор по ФК: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает казачьи традиции и обычаи. Безмерное почитание гостя, уважительное отношение к старшим, уважение к женщине: матери, сестре, жене – все это входило в понятие чести казака. Отношение к женщине у казаков было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций.  А вам мальчики я предлагаю следующее испытание: нужно достать для наших девочек расписные платки.

Кубанская народная игра «Достань платок»

Инструктор  стоит в центре зала, в поднятой руке держит игрушечную шашку, на которой висит платок. Участники обеих команд (парами) по сигналу бегут к ведущему и стараются снять с шашки платок. Кто первый достанет платок, несет в свою команду, для каждой следующей пары дается отдельный сигнал и вешается новый платок, побеждает та команда у которой, наибольшее количество казачек окажется с платками.

Инструктор по ФК: Да, ребята казаки храбрые и смелые воины, преданные своему отечеству, готовые в любую минуту защитить свою Родину. Сегодня в наших состязаниях вам удалось подтвердить каждое слово одной пословицы «доброе братство дороже всякого богатства». А пока вы проходили испытания за вами очень внимательно наблюдали наши почетные гости. Представляем им слово.

Гости: Спасибо вам за этот замечательный праздник. Мы думаем, что вы ребята, как настоящие защитники всегда будете любить и беречь родную землю, защищать свой народ, соблюдать обычаи и традиции наших прадедов и дедов!

(Звучит запись песни «Ой, да на Кубани зори ясны» (муз В. Бокалдина, сл. В. Лаптева) дети прощаются с гостями и выходят из зала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень источников:

Андрей Белянин «Казачьи сказки» (Сборник) издательство - Альфа-книга, Армада, 2007 год

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании       дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство – Пресс», 2001.

Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158 с.

 

Интернет ресурсы:

http://tayny-yazyka.ru/poslovicy_i_pogovorki/kazachi_poslovitsy

http://veravverav.blogspot.com/2016/02/blog-http://kanevskadm.ru/index

https://www.miloliza.com/kazachi-skazki

https://infourok.ru/prezentaciya-kto-takie-kazaki-685338.html

 

 

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий