Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Семинар-практикум по теме: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Post Icon

Семинар-практикум по теме: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Автор: Дымова Инна Александровна, воспитатель логопедической группы I квалификационной категории МКДОУ «Горновский детский сад №1»

Время проведения: первый квартал (сентябрь-ноябрь)

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель семинара-практикумаповышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития фонематических процессов, автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.

2. Повышение педагогической компетенции родителей, пробудить в них интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.

3. Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематических процессов, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков детей, которые можно организовать в домашних условиях.

Участники: Родители, воспитатель логопедической группы.

План проведения:

1. Вступительное слово (введение в проблему): «Развитие фонематических процессов – одно из важнейших условий подготовки детей к школе».

2. Презентация: «Играем - фонематический слух развиваем.

3. Практикум для родителей: «Игра – как средство развития фонематических процессов».

4. Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Разработка сценария собрания-практикума.

2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.

3. Подготовка презентации «Игры на развитие фонематического слуха детей».

4. Подготовить памятки для каждого родителя на тему: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

II. Вступительное слово воспитателя на тему: «Развитие фонематических процессов – одно из важнейших условий подготовки детей к школе».

Тема родительского собрания «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Как же помочь ребенку быть успешным в школе?

Мы сегодня и поговорим с вами о развитии фонематических процессов, так как развитые фонематические процессы – это и есть база, на которой впоследствии формируются умения читать и писать. И если у ребенка нарушены или недостаточно сформированы фонематические процессы, это может помешать овладению процессами  чтения и письма.

Давайте, попробуем разобраться, что же такое фонематические процессы (родителям предлагается немного теории для уточнения новых понятий). Фонематические процессы включают в себя:

- фонематический слух;

- фонематическое восприятие;

- фонематические представления;

- фонематический анализ и синтез.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем: ребенок не может отличить парные согласные (твердые-мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает буквы.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?

Если фонематическое восприятие плохо развито, то возникают трудности в усвоении букв, а также в заменах звуков сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т,ж-ш,с-ш, и т.д.).

Фонематический анализ и синтез - умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе правильного произношения, понимания речи, грамотного письма и чтения в процессе школьного обучения.

При недоразвитии этой функции наблюдаются следующие ошибки: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении: паста-"паса", марка-"мара", куртка-"курка"; во вставках гласных между согласными при их стечении: паста-"пасАта"; в перестановках звуков: утка-"тука"; в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов: лопата -"лата","лотапа".

ШПрезентация: «Играем - фонематический слух развиваем».

Так как ведущей деятельностью у дошкольника является игра. Поэтому и развивать фонематические процессы будем посредством игр и игровых упражнений. Девизом нашей работы должен быть «Играем - фонематический слух развиваем».

IV. Практикум для родителей: «Игра – как средство развития фонематических процессов».

Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры. Вы выступите в роли своих детей.

Игра «Любопытный» (игра с мячом).

Цель: развивать умение подбирать слова на заданный звук.

Предлагаем вашему вниманию игру «Любопытный». Я задаю вопрос, каждому из вас по очереди, а вы придумываете ответы, так чтобы они начинались с определенного звука, например со звука М.

  1. Где вы живете? (в Москве)

  2. Любимое ваше блюдо?

  3. На каком транспорте вы предпочитаете передвигаться?

  4. Назовите любимую сказку?

  5. Назовите «сладкое слово».

Как вы думаете, что мы развиваем у детей этой игрой?

Ответы родителей.

Игра «Любопытный» 

Игра «Найди пару»

Цель: упражнять детей в подборе слов, похожих по звучанию, развивать фонематический слух.

Родителям предлагаются карточки с изображениями : рак, стрекоза, заяц, мишка, жираф, мышки, мак, коза. Родители должны найти пару картинок, похожих по звучанию.

Игра «Найди пару»

Игра «Найди пару»

V. Подведение итогов родительского собрания.

Воспитатель раздает памятки - консультации для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Вот наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы время провели не зря, если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематических процессов для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе.  Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

Далее используется прием «Чудесная сумка». Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков.

Раздача памяток-консультаций «Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

 

 

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий