Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Семинар — практикум с элементами мастер-класса для родителей старшей группы по теме: «Рука — это инструмент всех инструментов»
Post Icon

Семинар — практикум с элементами мастер-класса для родителей старшей группы по теме: «Рука — это инструмент всех инструментов»

Автор: Зубарева Г.В., воспитатель МДОУ "Детский сад №1" г. Железногорск

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, чаще всего обращают внимание на чтение и счёт. Однако при обследовании детей на готовность к школе самые низкие показатели наблюдаются в развитии моторики и произвольного внимания.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Например, "Кот на печку пошёл..."

Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл...

На печи - калачи, как огонь горячи,

Пряники пекутся, коту в лапы не даются...

Существуют и такие пальчиковые игры, в которых можно учить или закреплять прямой и обратный счет. Например, "Пальчики уснул..."

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

Раз, два, три, четыре, пять - захотели поиграть,

Разбудили дом соседей

Там проснулись: 6, 7, 8, 9, 10 -

Веселятся все,

Но пора обратно спать:

10, 9, 8, 7, 6 - калачиком свернулся,

5 - зевнул и отвернулся,

4, 3, 2, 1 - дружно в домике мы спим.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. (например, "Моя семья" или "Игрушка").

 Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Так же существует множество упражнений по развитию мелкой моторики руки, например,1) упражнение "Циркуль" (дети ставят большой палец на гладкую поверхность стола - это основа циркуля. Остальные пальцы выполняют функцию карандаша, двигающего по окружности).

2) упражнение "Змейка" ( ребёнок берёт карандаш за верхущку тремя пальцами щепоти. Вращая карандаш по часовой стрелке, ребёнок начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем упирается в лист бумаги).

3) упражнение  "Горошина" (ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет с ней следующие манипуляции:

- кладёт горошину на одну ладонь и другой ладонью раскатывает её;

- берёт горошину в щепоть и катает её между пальцами;

- кладёт горошину на стол и катает её по столу одним указательным пальцем).

 

Также  развитию мелкой моторики способствуют:

- лепка (пластилин, соленое тесто),

- рисование (кистью, зубной щеткой, пальцами, тычками и др.),

- конструирование (из конструктора, счетных палочек, игра "Танграм" и др.),

- аппликации ( из цв. бумаги, салфеток, ткани, гофрированной бумаги),

- шнуровка, плетение,

- собирание пазлов,

- собирание мозаик,

- работа со штампами,

- работа с карандашом (штриховка, продолжи узор, графические упражнения, соедини по точкам, дорисуй картинку, нарисуй такую же картинку, обведение по трафарету и др.),

- бисерография,

- ниткопись,

- застегивание и расстегивание молний, закручивание и откручивание пробок, завязывание бантиков,

- игры с прищепками, песком, крупами, пуговицами и др.

(провести некоторые упражнения с родителями: * Рисование горошка - тычком,

* укрась солнышко лучиками - прищепки,  * Разложи пуговицы по цвету, 

* Укрась домик - шнуровка,  *Перебери бобы - фасоль и горох,

Таким образом, следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит, мыслит ребёнок.

Хотелось бы закончить нашу встречу высказываниями известных педагогов. Сухомлинский В.А. говорил: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов" - сказал ещё Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг" - писал Кант.

Поделиться:

Оставить комментарий