Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей
Post Icon

Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей

Автор: Шамрай Юлия Петровна, воспитатель Муниципальное образование Тазовский район МКДОУ детский сад «Радуга»

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека. Углубление и обогащение мироощущений ведет к формированию миропонимания, все более осознанного отношения к явлениям окружающего.

В условиях повседневной жизни, в процессе игр и труда дети воспринимают целый комплекс различных свойств и сторон явлений. Одни из них более интенсивны и выступают на первый план, другие им сопутствуют. У детей преобладает целостное восприятие, при котором отдельные свойства и стороны явлений могут и не выделяться, не осознаваться до известного времени.

Анализ, вычленение отдельных свойств, определение и называние их осуществляются на основе целостного восприятия и эмоционального отношения к явлению.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы раскрывать детям те стороны явлений, которые могут остаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям. Очень существенно создавать настроение, которое делает детей, более восприимчивыми, воздействовать на сознание через чувства, вызываемые получаемыми впечатлениями.

Жизнь детей в детском саду, правильно организованная воспитателем, дает им достаточно много разнообразных впечатлений. Одежда, которую ребенок надевает и снимает, посуда, из которой он ест, постельные и туалетные принадлежности, которыми он пользуется, - все это предметный мир, окружающий ребенка ежедневно.

Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. На эту сторону воспитателю следует обращать особое внимание, давать детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.

Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Дежурным необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдца по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывают иные двигательные, осязательные ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура.

Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.

Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием: красиво хорошо расставлена на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой.

Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации. Миниатюрные игрушечные предметы возбуждают у детей приятные чувства, желание действовать с ними. Пренебрежительное же отношение взрослых к ненастоящим, игрушечным вещам, небрежное обращение с ними передается и детям: в процессе игры вещи эти действуют, а затем их сваливают в кучу и они перестают что-либо значить. Если воспитатель привлекает внимание детей к предмету, помогает восприятию его красоты, целесообразности, то уже у малышей формируется бережное отношение к нему.

Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания ребенок знакомиться с его величиной, объемом, формой. Очень важно также для познания пространственных свойств движение взора по предмету.

Общение с природой обогащает слуховые впечатления. Необходимо учить детей вслушиваться в пение птиц, шум прибоя, дождя, в раскаты грома.

Вслушиваться можно и в звучащую человеческую речь: выделять в ней слова, а в словах – звуки, их повторение, сочетания. Известно, как любят дети считалки, скороговорки, в которых особое внимание уделяется звучанию слов, а иногда и звукосочетаниям.

Постепенно ребенок учится расчленять, упорядочивать непрерывный, нерасчлененный поток впечатлений, выделять в нем главное, характерное для многих предметов и явлений.

Поделиться:

Оставить комментарий