Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Сенсорный мир ребёнка в художественно-творческой деятельности»
Post Icon

«Сенсорный мир ребёнка в художественно-творческой деятельности»

Автор: Мирошник Н. Г., воспитатель МАДОУ «Машенька» г. Ноябрьска, ЯНАО

« В одном мгновенье видеть вечность:
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка».
Уильям Блейк.

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству.

Важнейшее место в ряду Художественно – творческий способностей, обеспечивающих успехи в любом виде деятельности, занимают сенсорные способности. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Исследованием этой проблемы занимались такие выдающиеся педагоги и психологи, как З.М. Богу​славская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова.

Тема моего проекта, актуальна, так как, мы можем говорить о том, что сенсорное воспитание, на сегодняшний день, играет очень важную роль в обучении детей и формировании у них творческих художественных способностей. Потому как, без простейших знаний цвета, формы, величины того или иного предмета невозможно дальнейшее познание в области художественного творчества. Соответственно, появляется большая вероятность возникновения проблем в развитии ребенка, подготовке его к дальнейшему обучению в школе. Сенсорное воспитание в раннем дошкольном возрасте – основной вид воспитания вообще. Поэтому, обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. У ребенка раннего дошкольного возраста начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

Отсюда можно выделить проблему, что касается сенсорного развития: С одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие, а также оно необходимо и для успешного развития творческих способностей ребенка в детском саду.

Целью проекта, является: выявление особенностей сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста в художественно – творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формировать художественно-творческие способности детей посредствам развития мелкой моторики рук ребёнка;

2. Познакомить с различным материалом (карандаши, краски, пластилин, бумага ит.) приемами их использования, а так же познакомить с нетрадиционными художественными техниками.

3. Способствовать познанию свойств используемого материала желанию экспериментировать с ними;

4. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками.

5. Развивать умение создавать художественные образы; развивать ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.

План проекта:

1. Обучающие и развивающие игровые занятия с детьми раннего дошкольного возраста;

2. Совместная творческая работа с родителями в рамках данного проекта.

Вид проекта - долгосрочный (сентябрь-май), познавательный, творческий, развивающий.

Участники проекта – дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Продукт детской деятельности: Непосредственно детское творчество, в котором нужно развить любознательность, наблюдательность, воображение, фантазию, изобретательность и художественное творчество используя сенсорный опыт ребёнка.

Содержание проекта:

1-й этап подготовительный - выявление проблемы, определение цели и задач.

2-й этап-внедрение - практическая деятельность по решению проблемы; планирование совместной деятельности педагога с детьми; педагога с родителями; Практическое внедрение проекта в повседневной жизни детей в детском саду. Проведение обучающих и развивающих занятий, дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей ребёнка в художественно – творческой деятельности. Непосредственная работа по привлечению родителей к основному содержанию проекта.

3-й этап - итог- Презентация проекта Внедрение и становление обучающих занятий по сенсорному развитию детей в разных областях искусства: лепке, изобразительной деятельности т. д.;

Формы и методы работы с родителями: Традиционные:

1.​ Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.

Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

Темы: 1. «Поговорим об игрушках и играх детей дома».

2. « Как ребёнок должен держать карандаш, кисточку».

2. Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Темы: 1. «Что такое сенсорика и почему так важно её развивать»

2. «Подружись с карандашом»

3. «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

4. «Сенсорные способности малышей» (памятка для родителей)

3. Родительское собрание – форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста.


СКАЧАТЬ РАБОТУ

Поделиться:

Оставить комментарий