Вы находитесь здесь: Главная > Фестивали > «Сформированность фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста- необходимое условие обучения грамоте»
Post Icon

«Сформированность фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста- необходимое условие обучения грамоте»

Автор: Голубева С. Ю., учитель-логопед I квалификационной категории МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 10» г. Оренбурга

При обучении 5-6 летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия, что и приводит к возникновению дисграфии и дислексии у школьников.

   Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники», и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие и воображение их менее продуктивны.

     На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г.А.Каше, В.А.Ковшиков, Р.Е.Ревина, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина.)

     Недоразвитие фонематического  слуха приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух  одной или нескольких фонетических групп при относительно сохранной способности к различению остальных звуков.

   Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений логопедической работы  в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной так и письменной формы.

   В системе коррекции звукопроизносительной стороны речи на индивидуальных занятиях, работа по формированию фонематических процессов начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков: в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, и завершается на этапе формирования коммуникативных умений и навыков.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

1.Подготовительный этап 1.развитие фонематического восприятия. Формируются умения дифференциации фонем на слух. Используются преимущественно максимально контрастные фонемы, позднее менее контрастные.

2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

-постановка звука

-автоматизация

-дифференциация

 

2.восприятие и воспроизведение.

Продолжается формирование умений и навыков дифференциации фонем на слух. Используются фонемы, отличающиеся от вызываемой одним-двумя  акустико-артикуляционными  признаками.

Формируются  умения дифференциации фонем в собственной речи.

Используются контрастные фонемы, позднее менее контрастные.

3.Этап формирования коммуникативных умений и навыков. 3.восприятие. воспроизведение, чтение, письмо букв, обозначающих данный звук.

Преодоление недоразвития фонематического восприятия достигается путем  обучения детей следующим умениям и навыкам.

  1. Фонематическая дифференциация

*выделению звука из состава текстов;

*выделению звука из состава словосочетания;

*выделению звука из состава фраз;

*выделению звука  в составе слова.

  1. 2. Фонетическая дифференциация.

           *выделению звука из ряда заданных слогов;

           *выделению звука из ряда заданных звуков.

СКАЧАТЬ НОД ПОЛНОСТЬЮ

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Поделиться:

Оставить комментарий