Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Система мониторинга речевого развития детей в группах компенсирующей направленности ДОУ «Жемчужинка»
Post Icon

Система мониторинга речевого развития детей в группах компенсирующей направленности ДОУ «Жемчужинка»

Автор: Кочергина Елена Николаевна, логопед первой квалификационной категории, ДОУ «Жемчужинка», город Куйбышев

С 2003 года в ДОУ «Жемчужинка» функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. На данный момент таких групп две. Эти группы посещают дети с особыми образовательными потребностями: у них сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление личности. Кроме этого, у детей отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, наблюдаются быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение процессов припоминания и последовательности событий. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к обобщению.

Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, долго не включаются в выполнение задания.

Миссией дошкольного учреждения является оказание помощи и поддержка семей в оздоровлении, развитии, а также в реабилитации детей с речевыми нарушениями.

В практике логопедической работы значительное место занимает коррекция речевой патологии детей с общим недоразвитием речи (ОНР) различной степени тяжести, посещающих группы компенсирующей направленности.

Важным этапом коррекционной работы является обследование. От правильно проведенного обследования зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. Эффективность коррекционной работы учителя - логопеда определяется умением правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений.

Организация эффективного обучения детей невозможна без проведения тщательной педагогической диагностики (мониторинга), цель которой – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы.

При проведении педагогической диагностики (мониторинга) учителя - логопеды ДОУ «Жемчужинка» используют методическое пособие А.М.Быховской и Н.А.Казовой «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» (Издательство: СП, ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013 г.). В данном пособии четко прописаны критерии оценки (вбаллах - от 0 до 3), дана четкая формула вычисления показателя уровня развития речи, приведены удобные таблицы. И, самое главное, дан весь речевой материал.

Данный мониторинг позволяет провести исследования состояния общего и речевого развития дошкольников 4-7 лет с ОНР.

Мониторинг состоит из четырех блоков:

«Раннее психомоторное и речевое развитие поведение и психомоторная сфера».

«Неречевые психические функции».

«Моторная сфера».

«Произносительная сторона речи и речевые психические функции».

Методика представленногомониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учителя - логопеды, используя данную методику, имеют возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов воспитанников в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.Периодичность мониторинга, проводимого в группах компенсирующей направленности, такова: сентябрь,ноябрь,февраль,май.

В сентябре проводится мониторинг детского развития, логопедическое и нейропсихологическое обследование. С учетом оптимального соотношения клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов выставляется логопедическое заключение. При необходимости родители направляются к специалистам Куйбышевской детской поликлиники (невролог, клинический психолог, отоларинголог, стоматолог, психиатр) для уточнения диагноза, получения рекомендаций по коррекции нарушений речи средствами медицины. Таким образом, сбор анамнестических данных, наблюдения, логопедическое обследование, своевременное направление ребенка к специалистам медицинского профиля позволяют наиболее точно выбрать стратегию работы с ребенком.

По итогам стартового мониторинга развития речи детей педагоги, участвующие в коррекционном процессе, разрабатывают адаптированную программу группы, составляют рабочиепрограммы с учетом специфики речевых нарушений, индивидуальных психофизических особенностей детей.

Результаты педагогической диагностики(мониторинга) учитель - логопед использует при:

планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной);

отборе методов, приемов и технологий;

комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

Проведение промежуточного и итогового мониторинга развития речи детей, анализ полученных данных с помощью сравнительного метода позволяют:

получить информацию о точности выбранной стратегии коррекционного воздействия;

оценить эффективность используемых приемов;

разработать рекомендации для педагогов и родителей.

Педагоги, реализующие психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников, отслеживают динамику развития каждого ребенка, оценивают эффективность оказываемой ему помощи по результатам стартовой, промежуточной педагогической диагностики(мониторинга).

В качестве наглядно дидактического обеспечения педагоги используют:

Методический комплект Н.В. Нищевой:

а) Речевая карта ребенка с ОНР от 4до 7 лет. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010г.;

б) Картинный материал к речевой карте ребенка 4-7 лет. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008г.

Дидактический материал по обследованию речи детей/ О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова. М.: Аркти, 2001г.

Теги: ,

Поделиться:

Оставить комментарий