Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Система непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы.
Post Icon

Система непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы.

Автор: Дюжакова Елена Викторовна, Воспитатель МБДОУ детский сад №99 Сормовского района, г. Нижнего Новгорода

Многогранный мир пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мыслей» - отмечает В.А.Сухомлинский.

Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.

Наблюдения могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями, объектами неживой природы).

В исследованиях многих учёных подчёркивается необходимость специально обучать дошкольников наблюдению природы.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (кратковременные) и длительные, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

Особенно важны длительные непрерывные наблюдения.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе, наблюдения за объектами неживой природы используются – длительные наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, устанавливают причинно-следственные связи.

Эти наблюдения дети младшего возраста выполняют под руководством воспитателя, а старшего дошкольного возраста – самостоятельно.

Воспитатель руководит наблюдением, он объясняет детям цели наблюдения, задаёт вопросы, которые направляют их внимание на объект или явление. Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия.

Воспитание заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Детям младшего дошкольного возраста очень интересны наблюдения за водой. Предлагаемая система непрерывных наблюдений за водой с детьми младшего дошкольного возраста способствует развитию наблюдательности, любознательности, развитию логического и образного мышления, познавательной активности, развивает и совершенствует речевую активность и аналитические способности. Кроме того формирует интерес к опытнической деятельности.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами

в течение месяца с детьми младшего дошкольного возраста

1. Беседа-наблюдение «Вода всем нужна».

Цель: Сформировать представления детей о качествах воды, необходимых для роста, жизни всех растений, животных и человека. Подвести к пониманию того, что без воды не могут жить рыбы, птицы, звери и человек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Доставить детям эмоциональное удовлетворение от общения друг с другом и игр с водой.

2. «Знакомство со свойствами воды (опыты с водой)».

Цель: Сформировать знания детей о качествах воды - прозрачная, чистая, не имеет вкуса; о свойствах воды - жидкая- течет; тонет-не тонет ( с использованием различных предметов).

3. « Откуда берется дождь?» (наблюдение за облаками и тучами).

Цель: Дать детям представление о том, что облака состоят из мельчайших капелек воды, которые собираются в большие капельки- тучи и затем идет дождь. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

4. «Какой бывает дождь» (наблюдение за дождем).

Цель: Сформировать у детей представление о разных видах дождя (мелкий, крупный). Повышать уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей. Закрепление словаря - дождь из тучки.

5. «Сильный дождь - большая лужа» (наблюдение на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя).

Цель: Сформировать представление детей о свойствах дождя: сильный дождь- большая лужа, мелкий дождь- маленькая лужа. Дождь полил грядки- наблюдение за почвой после дождя.

6.Проведение на прогулке подвижной игры «Солнышко и дождик».

Цель: Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: солнышко-гуляем, дождик-прячемся под зонтик, убегаем.

7.Экспериментирование на прогулке. Опыт «Песок-вода».

Цель: Развивать причинно-следственные связи: вода - льется, она жидкая; песок - сыплется, он сыпучий. Развивать умение проводить элементарные опыты с водой и песком. Сформировать представление детей о свойствах песка ( сухой- сыплется, мокрый - можно лепить).

Список литературы:

1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

2.С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

3.Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

4. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

6. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

Поделиться:

Оставить комментарий