Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми
Post Icon

Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми

Автор: Павлова Елена Владимировна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58

ПЛАН

Вступление
Кто такие «трудные» дети
Подготовка воспитателя и выработка его собственного инструментария для работы с «трудными» детьми
«Правила работы» с «трудными» детьми
Работа с родителями «трудных» детей
Заключение

Вступление
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством и обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка и его успешности во взрослой жизни.
В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если ребенок постоянно дерется? Не идет на контакт со сверстниками? Не слышит ни сверстников, ни взрослых? Не может усидеть на месте? Количество таких вопросов неуклонно растет. По большей части, в современных экономических условиях это связано с критической невозможностью родителей уделять достаточно времени и внимания детям и плохой экологической ситуацией, которая обуславливает увеличение числа общих и хронических заболеваний у детей. Таким образом, перед родителями и педагогами встает вопрос: как научиться взаимодействовать с подобными детьми, чтобы они полноценно прожили период дошкольного детства. И первыми, кто в образовательной системе встречается с «трудными детьми» - это воспитатели, на плечи которых ложится основная задача по социализации детей в обществе [1].
Трудные дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то рассмеются, то заплачут, то впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, не добившись – доводят взрослых до раздражения. Странности в поведении «трудных детей» и у родителей, и у воспитателей вызывают страх, что они с ними не справятся [].
Таким образом, чтобы решить данную проблему необходимо научиться работать со всеми субъектами, участвующими в образовательном и воспитательном процессе, т.к. семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции и методы воспитания, и нужно научить всем участникам образовательного процесса взаимодействовать друг с другом в интересах ребенка.

1. Кто такие «трудные» дети

Психолог А.И.Захаров считает, что одной из главных причин формирования трудностей в поведении ребенка играет семья и личность родителей.
Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»?
На основании анализа современной научно-педагогической и психологической литературы и эмпирического опыта понятию «трудные дети» можно дать следующее обоснование - «наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения». Для них характерна замкнутость, отдаленность от родителей и сверстников, проблемы с родителями и педагогами, а также нередки приступы гнева и ярости. В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это:
тревожные
гиперактивные
агрессивные
импульсивные
замкнутые
медлительные дети.

Тревожные дети
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.

Гиперактивные дети
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.
Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ
Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.
Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между воспитателями, родителями и их детьми.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером.
Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Агрессивные дети
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры: «мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».
обучать самоконтролю.
вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность.

2. Подготовка воспитателя и выработка его собственного инструментария для работы с «трудными» детьми

Индивидуальный запас энергии и хорошее настроение. К детям нужно всегда приходить в добром позитивном настроении.
Установление душевного контакта с ребенком: проявление доброты, внимания, заботы; поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Голос. Твердый тихий голос показывает детям, что вы говорите серьезно и контролируете ситуацию. А когда педагог повышает голос и начинает кричать на трудного ребенка - он тем самым расписывается в своей беспомощности.
Чувство юмора. В работе с такими детьми желательно использовать мягкий юмор, это помогает понять детям, что воспитатель им не враг.
Творчество. Их всегда удивляет и вовлекает в творческую деятельность что-то необычное, сделанное своими руками.
Позитивные ожидания и отношения. Не только в жизни, но и в работе, особенно с трудными детьми, воспитатель должен надеяться только на лучшее и всегда надо показывать, что ты доверяешь и веришь ему.
Даже очень трудные дети кого-то из взрослых уважают и слушаются. Можно построить хорошие позитивные отношения с ребенком только в том случае, если увидеть его уникальность и потенциал и показать, что веришь в него.

Мероприятия, помогающие избежать
усталости и нервного срыва воспитателя
1. Прислушайтесь к своему организму
2. Хорошее настроение и позитивные утверждения заряжают энергией и здоровьем
3. Старайтесь понимать себя, подумайте, что приносит вам удовольствие в этой работе.
4. Устройте перерыв
5. Пусть забота о себе станет вашей привычкой
6. Не забывайте смеяться

3. Правила работы с «трудными» детьми

Правило №1. Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе. Держите себя в руках.
Правило № 2. Помните, что когда вы испытываете сильные чувства, вам сложно думать. Постарайтесь преодолеть их путем мышления.
Правило №3. Поддерживайте свой авторитет
Правило №4. Скажите детям, что вы верите в то, что они могут добиться успеха, и хотите им помочь. Покажите ребенку, что он может принимать собственное решение.
Правило №5. Разделяйте человека и его поступки.
Правило №6. Хвалите достоинства ребенка.

4. Работа с родителями «трудных» детей

С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Воспитателям трудно общаться и взаимодействовать с родителями. И не всегда традиционные формы работы оправдывают себя. Посещаемость становится всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны детского сада. Только в процессе взаимодействия воспитателей и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности дошкольника. В основе взаимодействия семьи и детского сада лежит сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать. Нам важно объединиться. И у истоков такого объединения должны находиться такие принципы, как:
1. доверие и уважение друг к другу;
2. совместная поддержка и помощь;
3. взаимное терпение и терпимость друг к другу.
Основываясь на данных принципах взаимодействия, поддерживающими формами общения являются:
Посещение детей на дому способствует установлению более тесного контакта ребенка, родителя и детского сада.
Совместные праздники детей и родителей группы. Прекрасно сплачивают родительские коллективы с родителями друга своего ребенка.
Родительские занятия. Это оригинальная форма взаимодействия родителей с друзьями своего ребенка.
Родительские собрания. Спрашивайте родителей об их мнении и предложениях. Наверняка родители знают о ребенке нечто такое, чего не знаете вы. Всегда спрашивайте их о том, как, по их мнению, вы можете помочь ребенку.
Найдите способ успокоить родителей. Дружелюбный разговор с родителями выполняет важную роль. У них появится много общих дел и событий.

Заключение

В ходе нашего изучения и наблюдения за «трудными детьми», мы выяснили, что причиной детского непослушания является несовпадение между детским «хочется» и взрослым «нужно». Это заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог и родители хотят с честью и успехом разрешить стоящие перед ними воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления.
1. Прежде всего, нужно научиться и родителям и воспитателям предъявлять единые требования к своим детям.
2. И родители, и воспитатель должны научиться устранять не последствия, а причину, вызвавшую то или иное отклонение в поведении ребенка.
3. Необходимо систематическое наблюдение за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.
4. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.
5. Любое отклонение от нормы поведения является индивидуальным, и поэтому подход к формированию положительного поведения должен быть индивидуальным.

Используемая литература

Алпацких А.Н. Цикл семинаров-практикумов для педагогов ДОУ «Трудные дети»

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.

Дети с отклонениями поведения /под ред. В.С. Мухиной-М., стр.228

Поделиться:

Оставить комментарий