Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе
Post Icon

Социокультурное пространство ДОУ при подготовке детей к школе

Автор: Урванова Наталья Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ  № 56 г. Апатиты.

Повышение внимания   педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации и развития  общей культуры воспитанников связано с изменением социально-экономических условий жизни. В сложившейся ситуации острого дефицита общения, снижение востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных и ценностных притязаний в семьях, педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально активными.

Важной задачей современного общества является создание и поддержка такого образовательного пространства, которое соответствовало бы лучшим культурным традициям и базовым жизненным ценностям нашей страны, способствовало развитию и становлению всесторонне  развитой  личности ребенка. Необходимо помочь нашим детям обрести опыт в реальном социокультурном пространстве, направленном на  формирование духовности и нравственности личности, семьи, общества. Ощутимую  помощь  в  этом, по нашему мнению, может оказать взаимодействие детского сада и городских учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, детских  домов  творчества. Проблема развития детей дошкольного возраста через оптимизацию связей с социокультурной средой, активизации совместной деятельности взрослых и детей по её поддержанию является актуальной в настоящее время

     Цель  данного  взаимодействия - развитие и социализация личности ребенка-дошкольника через освоение базовых культурных и нравственных ценностей общества посредством  совместной  деятельности  детей, педагогов  и  родителей.

     Задачи:

1.Развитие познавательного интереса у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2.Формирование  интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие литературной речи, художественного восприятия,  расширение кругозора детей.

3.Формирование ценностных ориентиров дошкольников через знакомство с культурой и традициями родной страны, формирование семейной, гражданской принадлежности, развитие  патриотических чувств.

  1. Приобщение к элементарным общепринятым социальным культурным нормам, правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также усвоение правил безопасной жизнедеятельности.

Структура воспитания дошкольников подразумевает условия  окружающего социума:

-Музеи города, (мини- музеи детского сада, школы)

-Храм

-Библиотеки

-Музыкальные, художественные, спортивные  и общеобразовательные школы, Дом детского  творчества.

-Экскурсии  по городу

-ГИБДД,  ПЧ.

В детском саду   целенаправленно проходит обучение дошкольников умению ориентироваться в пространстве, что способствует обогащению  опыта восприятия и познания окружающего мира. Посещение музеев, городской детской библиотеки,  Дома творчества, экскурсии  в школу, по городу, организованные встречи со службами ГБДД  и ПЧ, позволяет дошкольникам   познакомится     с социальными сферами близлежащего окружения, а также с объектами вне территории детского сада,  во время которых дети усваивают нормы поведения  в обществе, расширяют и обогащают свой опыт взаимодействия  с окружающим миром и  его культурой.

 В подготовительной группе в начале учебного года наши дети становятся участниками   Дня открытых дверей, который организуют педагоги  общеобразовательной  школы №7. С педагогическим коллективом школы наш сад работает  много лет в тесном сотрудничестве, организуя различные совместные мероприятия. Экскурсии посещения школы способствуют непосредственному сближению дошкольников и первоклассников. Встречи и беседы с бывшими воспитанниками и учителем  , дает  возможность нашим детям   познакомится со школой,  ее историей, побывать в классе, посидеть за партой,  порисовать на интерактивной доске, познакомиться с досугом учеников и  миром их увлечений,  а   при посещении школьного музея  Боевой Славы  рассмотреть  много интересного и познавательного  о Великой  Отечественной войне,   экспонаты  военного времени:     настоящая  каска,   военная форма,  письма, котелки, ложки, личные предметы солдат нашей армии.

   Сформировать нравственную основу личности и помочь ребенку успешно войти в современный мир социума, занять достойное место в системе   отношений с окружающими невозможно без воспитания  любви к близким  и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. В детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране  ее обычаях и культуре. Большое  значение придается изучению российской  государственной символики, дети знакомятся  с многообразием природы родного края, различными профессиями, получают первые знания  по истории России.  Созданные в детском саду музеи Родного края и  Русской избы - это уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирование способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, незаменимый помощник в изучении истории и культуры своего народа.   В музее Русской избы  проходят  занятия, театрализованные представления, а также   он является местом, где проводятся   экскурсии  для гостей и учащихся  школы №7  .

   Данная работа интегрируется и с духовно нравственной стороной воспитания. Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-эстетические ценности христианства, поэтому воспитательная роль  детского сада  реализовывалась путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры и совместной работой  с  Храмом  Новомучеников и Исповедников  Российских  г. Апатиты, где мы  с родителями и детьми принимали участие в  городском конкурсе « Красота Божьего мира», посвященному  5-летию нашего храма. Интересные  работы детей и  родителей,   сделанные своими руками из пластилина и соленого теста, вышивка, а также иллюстрированная книга « Храмы России»  были отмечены грамотами и сертификатами. У  наших детей  осталось  много впечатлений и воспоминаний   о выставке  в храме.

       Немаловажным направлением  в работе является    приобщение ребенка к чтению, проявление  интереса к книге.  На этом  этапе  работы по социализации личности ребенка,   проводится совместная работа   с    центральной детской библиотекой  города.  Вначале учебного года вместе с сотрудниками библиотеки  разрабатывается совместный план деятельности,  работники  библиотеки  помогают  в подборе не только необходимой литературы, но и качественной, соответствующей  интересам  и возрасту детей.   Знакомство с библиотекой  проходит в форме интересной экскурсии. В конце экскурсии сотрудники библиотеки устраивают  театральное представление  по сказкам. Родители отмечают, что экскурсии в библиотеку повышают интерес  у детей к книгам, что очень важно при подготовке к школе, у детей проявляется не только интерес к чтению, но и улучшаются восприятие, память, речь, снижается напряженность и скованность в общении с окружающими, повышается самостоятельность  и инициативность.   Сотрудничество ДОУ и родителей с городской библиотекой – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры.

 Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через   организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные исторические факты о названии улиц и памятников, обращают  внимание на разнообразие  жилых домов, здания  библиотеки, бассейна, ДК Строителей и нового строящегося Ледового комплекса. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц  города,  усваивают нормы поведения, закрепляют  знания о транспорте, правилах дорожного движения. После экскурсий  дети с интересом  составляют  планы и  схемы  маршрутов наших путешествий, а самые интересные впечатления отражают в рисунках.

В традициях детского сада каждый год проходят встречи с сотрудниками пожарной части, к нам на участок приезжает пожарная машина, и  дети вблизи имеют возможность ее рассмотреть, посидеть в кабине у водителя, посмотреть и примерить настоящий пожарный шлем. Понаблюдать, как из шланга льется настоящая пена для тушения огня, задать вопросы пожарнику и водителю машины. Такие познавательные встречи помогают детям поближе познакомиться с профессиональной деятельностью  отважных  огнеборцев, обобщить и закрепить правила поведения  пожарной безопасности.  Дети с удовольствием принимают вместе с родителями  участие  в Неделе пожарной безопасности,  где все свои знания и впечатления  отражают в рисунках и поделках.

 Вместе   с детьми мы участвуем   в месячниках по ДДТТ.  Принимаем участие в творческих конкурсах «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходом быть наука». К нам в детский сад приходит инспектор ГИБДД,  встречаясь с ребятами, он рассказывает  о правилах поведения на дороге, проводит интересные познавательные игры, встречается с родителями на родительских собраниях, проводит  разъяснительную работу,  предлагая современные  наглядные пособия и журналы  по правилам безопасности дорожного движения.  В детском саду в работе с детьми используются информационные стенды   о правилах  поведения на улице и дорогах и  о противопожарной безопасности.   Данная работа ориентирует   детей и родителей на правильное поведение при пожаре  и культуру поведения на дорогах и улицах города.

Культурно-досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия. Детский праздник принято определять как явление эстетико-социальное.  Новый год, День матери, День защитника Отечества, 8 Марта, Проводы Осени, Рождество, Масленица, спортивные праздники и развлечения   развивают у детей   нравственную, познавательную, игровую и этическую культуру,  формирует духовный мир и мораль. Поэтому  праздник доставляет радость   детям  и взрослым, дарит  мгновения совместного счастья и радости. А театральные  представления в исполнении настоящих артистов помогают  детям вместе с актерами  перевоплотиться в сказочные персонажи и ощутить присутствие любимых сказочных   героев.

Дети нашей подготовительной группы занимаются  в художественной и музыкальной школах, посещают студию хореографии и бального  танца.   Они  встречаются и общаются со своими творческими и талантливыми педагогами, учатся не только рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, но и развиваются как гармоничные, творческие  личности, учатся ценить материальные и духовные ценности, пользоваться ими и развиваться  в многообразии социокультурного пространства.

Поделиться:

Оставить комментарий