Вы находитесь здесь: Главная > Работы конкурсов > Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для развития самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности
Post Icon

Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для развития самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности

Автор: Лесникова Людмила Валентиновна, заведующая высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Сибирячок»

Такова тема проекта, разработанного в МАДОУ № 15 «Сибирячок» в рамках Стратегии развития муниципальной системы образования города Канска, направленной на повышение качества образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Проект преобразования предметно-пространственной среды для развития самостоятельности и инициативы ребенка обеспечивает один из разделов Программы развития ДОУ.

Миссия МАДОУ № 15: усиление сильного участников образовательного процесса и создание мест проявления способностей и предъявления достижений.

В рамках данной миссии задачу формирования активной, самостоятельной творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Целевые ориентиры Стандарта на этапе завершения дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. В качестве одного из ориентиров в Стандарте дошкольного образования представлено проявление ребенком инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Данные целевые ориентиры соотносятся с целями Стратегии - успешной социализации и конкурентоспособности каждого выпускника-практика, обладающего способностью действовать и преобразовывать.

В Стандартах заложена Преемственность между ступенями образования в области развития инициативы и самостоятельности.

На уровне дошкольного образования должна быть обеспечена организация ведущего вида деятельности дошкольника – игры, для формирования инициативы и ответственности; создается насыщенная предметно-развивающая среда, обеспечивающая организацию развивающей игры и иных развивающих видов деятельности.

На начальной ступени формируется самостоятельность и инициативность в учебной деятельности, микроумения, самооценка - и, как результат,- защита самостоятельно выполненных проектов.

На основной ступени осуществляются пробы в разных видах деятельности, в старшей школе – активность на почве профессиональной карьеры, реализация идей в практике.

Таким образом, результаты образования каждой ступени обеспечивают успешный переход на следующую ступень, между каждой ступенью имеются точки соприкосновения.

На всех уровнях образования обеспечивается индивидуализация, направленная на выявление и развитие склонностей и интересов, выявление и коррекцию дефицитов в развитии, формируются и обсуждаются с семьей и ребенком индивидуальные образовательные траектории, обеспечивается мониторинг индивидуальных достижений, на основе которого корректируются образовательные программы.

Для использования единого понятийного пространства в рамках преемственности рассмотрим необходимые термины.

Самостоятельность- это качество личности, характеризующееся умением поставить цель деятельности, осуществить планирование, реализовать задуманное, получить результат (Юстус Т.И.)

Под инициативой мы понимаем действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Инициативность выступает как личностное качество, которое начинает формироваться в дошкольном детстве.

Для становления инициативности помимо развития игровой деятельности необходимо создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. В качестве одного из таких условий мы выделяем вариативную развивающую предметно – пространственную среду для разнообразных видов детской деятельности.

Актуальным направлением для нас является преобразование среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования, поскольку среда развития ребенка в разных видах деятельности является необходимым условием в образовательном процессе как для совместной деятельности детей и педагога, так и в большей степени для самостоятельной нерегламентированной деятельности детей.

Преобразование предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС стало областью изменений, обозначенной в Программе развития нашего ДОУ.

Нами проведен анализ условий развивающей предметно-пространственной среды для реализации ФГОС ДО в нашем дошкольном учреждении. Выявлено: при организации среды в недостаточной степени учтены такие факторы как:

- комбинированный вид ДОУ (среда для детей с нарушением зрения незначительно отличается от среды групп возрастной нормы);

-приоритетное направление образовательной деятельности (развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка).

Степень соответствия Программы развития ДОУ и образовательной программы дошкольного образования нашего ДОУ недостаточно проанализирована.

Анализ актуального состояния развивающей предметно-пространственной среды показал, что среда нашего ДОУ частично соответствует требованиям ФГОС ДО. Выявлен разрыв между желаемым образом среды и реально существующим.

В период перехода на ФГОС ДО в нашем ДОУ мы выделяем ряд проблем в следующих областях:

- материально – техническая база, развивающая среда, кадры.

В связи с этим творческой группой сформулирована основная (ключевая) проблема: как изменить существующую развивающую предметно-пространственную среду для формирования инициативности и самостоятельности у дошкольника?

Идеей нашего проекта преобразования предметно-пространственной ДОУ является создание модели системы центров, которые позволят через разные виды самостоятельной и организованной деятельности развивать самостоятельность и активность детей.

Цель проекта: создание модели предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как системы центров детской активности, позволяющих развить самостоятельность и инициативность детей в разных видах деятельности.

Нами определено, для каких видов детской деятельности будут создаваться модели центров: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, конструктивной, изобразительной.

Предполагается включение в содержание программы развития ДОУ проекта преобразования среды.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: изучение нормативных документов, регламентирующих организацию образовательной среды ДОУ; анализ предметно-пространственной в ДОУ, выявление дефицитов; анализ материальной базы ДОУ; анкетирование участников образовательного процесса.

Реализационный этап: реализация плана действий, разработка проекта организации пространства; составление перечня необходимого оборудования и материалов; подбор и приобретение оборудование и материалов; оформление РППС.

Заключительный этап: рефлексивная деятельность, анализ результативности.

Рассмотрим преобразование среды на примере создания и функционирования Центра конструктивной деятельности в группе дошкольного возраста. Для решения проблемы изменения существующей развивающей предметно-пространственной среды для формирования инициативности и самостоятельности у дошкольника нами намечен ряд действий:

- разработка модели Центра («идеальный образ»);

- разработка паспорта Центра;

- модификация предметно-пространственной среды;

- пополнение, систематизация материала;

- создание условий хранения и классификации материалов и оборудования;

- введение условных обозначений правил, регулирующих деятельность детей;

- составление технологических карт (для педагогов) по развитию инициативности в

разных видах деятельности.

Поскольку в Центре будут созданы условия в соответствии с ФГОС к среде, он может использоваться многофункционально, для разных видов деятельности. Для создания мотивации у детей Центр можно назвать необычно, например, «Конструкторское бюро» или «Техноцентр», «Архитектурная школа».

В данное время наш Центр оснащен деревянными конструкторами к программе Л.Венгера «Развитие». Конструктор содержит строительные детали разной величины от простых до более сложных: призма, пирамида, конус, цилиндр, бруски и другие. С ними дети знакомятся постепенно по мере усложнения, начиная с младшего и среднего дошкольного возраста. Помимо разработок, представленных в программе, для повышения интереса детей используем пособие В. Брофман «Архитектурная школа папы Карло». Первоначальные представления, умения и навыки дети получают в непосредственно образовательной деятельности. Затем переносят полученные знания и навыки в самостоятельную и совместную деятельность в группе. Непременным средством обучения являются схемы и чертежи.

Способности развиваются в деятельности, а Центр может предоставлять возможности для нескольких видов деятельности:

- продуктивная (собственно конструктивная, где продуктом является постройка). Созданы условия для замысливания и реализации замысла - «придумал и действую». Конструирование может быть по условиям (построить такой мост, под которым может проплыть пароход), по модели, по замыслу. Постройка может сооружаться индивидуально и коллективно (в парах, группах);

- игровая (создается игровая воображаемая ситуация, дети распределяют роли в конструкторском бюро, принимают «заказы», на постройку, которая соответствует условиям и предназначению). Между детьми могут распределяться роли: лучший проектировщик, строитель, изобретатель («генератор идей») и др.;

- проектная (построить «город будущего», «детская площадка»), которая организуется по методу проектов, дающему простор для инициативы и выбора;

-исследовательская (предпосылки), где выполнение задания основывается на исследовании свойств строительного материала.

Совместно с педагогом, а впоследствии и самостоятельно, дети вырабатывают правила взаимодействия в Центре, которым следуют в ходе деятельности. При работе в Центре может быть использована тактика мозгового штурма. По результатам деятельности, которые определяются, в том числе, с помощью самооценки, взрослыми могут выдаваться дипломы и грамоты.

Дети, которые проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности достигают наивысших социально – нормативных характеристик. Они чаще всего являются лидерами. Но практика показывает, что инициативу проявляют далеко не все дети на этапе завершения дошкольного образования, не у всех развита произвольность. В рамках индивидуализации дошкольного образования в нашем ДОУ осуществляется деятельность по разработке индивидуальных траекторий развития детей, образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями, коррекционно-развивающая работа. Важным условием реализации данной деятельности станет ее направленность на преобразование развивающей предметно-пространственной среды с учетом необходимости развития личностных качеств - самостоятельности и инициативности детей.

Теги:

Поделиться:

Оставить комментарий