Вы находитесь здесь: Главная > Доклады, консультации > Статья на тему «Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в дошкольном сообществе.»
Post Icon

Статья на тему «Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в дошкольном сообществе.»

Автор: Ксензова Елена Сергеевна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ "Асекеевский детский сад "Солнышко" Асекеевского района Оренбургской области

Роль образования на современном этапе развития России определяется
задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В
системе образования наметились тенденция к изменению традиционного,
авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому,
личностно-ориентированному. Одной из наиболее актуальных проблем
совершенствования системы специального обучения является интеграция
детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и
построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение
предполагает овладение ими государственного стандарта.
Цель статьи — способствовать успешной социализации ребенка с особыми
потребностями через создание социально-благополучной среды на основе
гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития,
формировании у детей социальных контактов и способности к совместным
действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.
Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ,
как института социализации, должна быть построена на принципах
комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего
возраста. Коррекционная поддержка дошкольников с ЗПР осуществляется в
дошкольных образовательных учреждениях ДОУ общеобразовательного
вида в условиях интегрированного (совместного с нормально
развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной
поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В
дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра,
посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности ребенка.
У детей с ЗПР даже к концу дошкольного возраста игра не достигает уровня
ведущей деятельности без специальной психолого-педагогической
коррекции.Основываясь на теории игры Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева,
Д.Б.Эльконина, применение игры как терапевтического средства признается
отечественными психологами. Игровая терапия выполняет три функции:
диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных
препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение
более адекватной адаптации детей.
Игротерапия включает специальные игры с музыкальным сопровождением,
игры с перевоплощением, а также библиотерапия, арттерапия, психодрама,
сказкотерапия …
В своей работе я использую дифференцированный подбор сюжетных игр,
способствующих адаптации ребенка к своему окружению. В игре с ребенкомя подбираю специфические ситуации, которые хорошо понятны и актуальны
для него. Например, когда мы играем с конструктором ЛЕГО, превращаем
машинки в одушевленный предмет – «едем лечить её в больницу»,при этом
занимаемся звукоподражанием, развивая при этом речь ребенка.
Играя с песком«пескотерапия», детям нравится пересыпать, сеять песок в
различные емкости. Рисуем пальчиками на стеклянной поверхности , играя
учимся «Волшебная буква», «Загадочные фигурки», «Веселые человечки»…
Как утверждают специалисты парапсихологи, песок поглощает негативную
энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его
эмоциональное состояние. Игры с куклами
-театрализованная деятельность.Организуя театрализованные представления,
я заметила что детям очень нравится перевоплощаться в различных
героев,говорить их голосом,совершать определенные действия. Поэтому в
нашей группе театрализованные представления играют очень важную роль,
позволяют решить проблемы, связанные с робостью,трудностями
общения,неуверенностью в себе.И тем не менее ребенок научился лазить по
лестнице,выучил несложные танцевальные движения,
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими
составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое
взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали
активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в
возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-
развивающего обучения. Для этого стало необходимым на родительских
собраниях знакомить родителей со специальными педагогическими и
психологическими аспектами, укреплять доверие к психолого-
педагогическому персоналу и желание сотрудничать в деле помощи ребенку
с ЗПР.С этой целью темами родительских собраний назначены«Особенности
детей с ЗПР», «Я не такой как все», «Детская ранимость».
При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно
создание специальных педагогических условий для формирования
сотрудничества ребенка со взрослым:
- эмоциональный контакт взрослого с ребенком;
- правильное определение способов постановки перед ребенком
образовательно-воспитательных задач;
- подбор способов передачи ребенку общественного опыта (совместныедействия, подражание, действие по образцу и речевой инструкции).
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь нескольких
специфических методов в работе с детьми ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому
необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ
деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать
ребенку неоднократно в одних и тех же условиях
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что
сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на
короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу
предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь
рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту
картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит?
Расскажи».
4.Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как
утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно
принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с
педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного
положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для
одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится
им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников
чувства собственной значимости, необходимого для формирования
позитивного восприятия себя и других. 7. В
качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно
выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают
повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней
конфликтностью.
С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять
рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с
окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские
праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь
невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории,
чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к
посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и
другими детьми. Главное - родители должны оценить возможности ребенка сЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать,
что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и
семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и
приведет к положительным результатам.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития
представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений,
направленных на повышение познавательного интереса, формирование
произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной
деятельности.
Каждое занятие строю по определенной постоянной схеме: гимнастика,
которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме
того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает
энергетику и активность ребенка.
Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные
преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-
4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции.
Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения,
материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными
снарядами).
Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка: рисование,
аппликация, конструирование из бумаги и т.д.
9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями
в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку
работать и развиваться по своим внутренним законам. В
специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с
задержкой психического развития положительная динамика в усвоении
умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к
обучению.И наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку
умение к социальной адаптации.
Вышеуказанные виды работы имеют коррекционную значимость лишь при
системном формировании детской деятельности. Реализация поставленных
задач возможна при условии организации жизни ребенка с ЗПР, насыщенной
положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким
интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
Таким образом, вся работа по социальному развитию нацелена на
формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с
окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению, а в конечном
итоге – на адаптацию к жизни в обществе, мире. Для этого необходимосоздание специальных педагогических условий в семье и образовательных
учреждениях.Список литературы:
1. С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития».
2. Л.Г. Петерсон «Методические рекомендации»
3. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для
воспитателей, логопедов, учителей и родителей.
4. Федеральный государственный обра- зовательный стандарт дошкольного
образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки
РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
5. Казакова Е. И., Тряпицын А. П. Диа- лог на лестнице успеха. — СПб.,
1997. 3. Питюков В. Ю. Основы педагогиче- ской технологии : учеб.-метод.
посо- бие. — М., 2001
6.Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методи-
ческие рекомендации. — М. : Мозаи- ка-Синтез, 2006

Поделиться:

Оставить комментарий