Вы находитесь здесь: Главная > Конспекты НОД > Статья «О развитии творчества дошкольников»
Post Icon

Статья «О развитии творчества дошкольников»

Автор: Мальгина Ирина Николаевна, Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 81" г. о. Самара

Творчество детей всегда привлекало внимание учёных и практиков. Вместе с тем проблема развития творческих возможностей ребенка (особенно ее педагогические аспекты) остаётся одной из самых неразвернутых. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Развитие творчества, эмоционального и чувственного отношения к процессу творения, а так же способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Актуальность состоит еще и в том, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В. Т.С.Комарова, Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.)

Несмотря на то, что большинство новых программ концентрируется прежде всего на познавательных аспектах развития. Поэтому и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития – с другой стороны.

Анализ совместной деятельности детей со взрослыми показывает: среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребёнка, требует создания специальных педагогических условий.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно – творческой деятельности должно проходить через следующие этапы:

1.​ Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника, такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развитие творческого воображения, сотрудничества в совместной творческой работе (умение слушать и слышать партнёра, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т.д.), образного мышления, овладение первоначальными навыками образной импровизации, эвристическими приёмами.

2.​ Создать условия для развития творческих возможностей детей, к которым относятся развивающая предметно-пространственная среда в группе; индивидуальный подход к ребёнку, стимулирующий его творческую деятельность; удовлетворение потребности ребёнка в эмоционально – насыщенных и разнообразных переживаниях, обеспечение свободы выражения своих чувств, в разных видах деятельности.

Работа в этом плане строится на базе основных развивающих принципов – интегративный, развивающий характер обучения, активность ребёнка в деятельности и др. Следует отметить, что в качестве ведущего принципа выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разных видов художественно – творческой деятельности – игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно – речевой.

Необходимо стремиться создать условия, при которых ребёнок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребёнку, создание на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач – важные условия творческой атмосферы.

Приобщение к декоративно – прикладному искусству выстраивается на основе следующего алгоритма. Сначала детей знакомим с видом искусства (рассматривались предметы, отмечались их особенности) Обогащались их представления о взаимосвязи народного промысла и природы. Следующий шаг предполагает проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме нужно рассказывать об истории возникновения промысла, особенностях изделий, специфике цвета и формы. Затем ознакомить детей со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма и др.); при этом особое внимание обращалось на развитие воображения и восприятия. Следующим шагом стало в обучении детей созданию обобщенного декоративно – прикладного образа, освоению ими элементов узора данного промысла сначала на репродуктивных, затем исполнительско – творческих занятиях и позднее на поисково – творческих. Здесь особое место занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, прежде всего игры направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование.

Для обеспечения подлинно творческого развития ребёнка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения с взрослыми. Например, знакомя детей с декоративно – прикладным искусством, педагоги рассказывают о географии, климате, растительном и животном мире Самарской области, России, её истории, древних городах, их архитектуре, приводя исторические примеры, характеризующие русского человека – его трудолюбие, смелость, справедливость и т.д. Развивающая среда обогащается предметами народных промыслов.

Развивая воображение и творческие способности у детей, важно так организовать предметно – познавательную среду, чтобы она служила «пусковым механизмом». С этой точки зрения интересным представляется опыт организации предметно – пространственной среды в групповых помещениях с целью развития у детей старшего дошкольного возраста театрализованной действительности. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы (режиссерские игры и игры драматизации), отсюда необходимость в создании условий, дающих детям возможность удовлетворить свои потребности и желая быть актёрами и режиссёрами. В основу создания предметно – пространственной среды нами были взяты концепции развивающей среды С.Л.Новосёловой, и принципы В.А. Петровского, Л.М. Клариной и др. Исходным требованием к предметно – пространственной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребёнка, и зону ближайшего развития.

Театрализованная деятельность предполагает наличие сцены, поэтому в музыкальном зале и в группах установлены многофункциональные настольные и напольные ширмы, состоящие из модулей, разных мизансцен, которые можно использовать как для игр – драматизаций, так и для сюжетно – ролевых игр. Дети используют пространство сцены не только для театрализованной деятельности, но и для общения, игровой деятельности. Ширма позволяет визуально расширить, увеличить дистанцию между теми, кто играет в театральной инсценировке, и теми, кто находится рядом, зрителями. Яркий купол над ширмой, занавес на сцене, декоративные элементы выполняют сразу несколько функций: придают необычность эстетическому оформлению группы, рождают чувство уединения, защищённости и, наоборот чувство единения, когда все дети собираются около ширмы или за ней.

Гибкому зонированию группы способствуют многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы.

Обогащению театрализованной деятельности способствует и изготовление совместно с родителями и детьми кукол разных видов театра: бибабо, конусного, настольного, теневого и др.

Таким образом, можно выделить несколько обязательных условий для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности.

1.​ Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.

2.​ Содержательное общение педагога с детьми.

3.​ Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.

4.​ Заинтересованной отношение педагогов к данной деятельности.

Анализ уровня развития творческого воображения, способностей детей позволяет сделать вывод: творческие игры и игры с правилами, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства и их интеграция, создание атмосферы доверия, свободы способствуют развитию творчества.

Поделиться:

Оставить комментарий